10 мар, 17:46

Трансфигурация труда

Для начала немного моей личной story.

Когда я задумал придти в профессию (речь идёт об HR) из смежной отрасли имея за спиной юридическое образование и базовые знания в IT - я решил прежде всего изучить многие и разные книги, материалы, статьи, чтобы помимо законодательства и обывательского в целом опыта - была какая-то база.

После я прошёл с пять десятков собеседований по различным вакансиям в различных компаниях (можно назвать это розыгрышами), пообщавшись на различные темы - от продаж в строительстве, до заместителя генерального директора. Процент приглашений на работу повышался с каждым новым собеседованием, я очень внимательно наблюдал и анализировал различные факторы.. Так я сделал выводы о рекрутинге в представлении наших региональных компаний, но я сейчас не об этом.

На последнем из собеседований очень интересный человек разговаривал со мной о профессии более трех часов, а после - отказал мне в работе и подарил одну старенькую книгу.

Упоминать её названия и авторов смысла не имеет, важно, что в книге были зафиксированы наставления по HR и кадровой работе в представлении авторов и специалистов конца 80-х и начала 90-х.
Из книги наполненной знакомыми и даже наивными местами я запомнил одну из глав - которая рассказывала о стратегическом планировании работы предприятия, излагала HR как работу консультанта и инженера. Это важно.

Буквально на следующее собеседование я перестал играть и нашёл работу по выбранной специальности в интересной мне профессиональной сфере. В компании с интересными проектами, находящейся в состоянии высокого старта, имеющей и опыт, и инвестиции, - и желание, и возможности построить команду-компанию так-как-надо и получить необходимый опыт для старта.

С тех пор я пересмотрел многие свои взгляды на профессию, успел наиграться со многими локальными_мемами, принятыми, что в IT-менеджменте, что в HR в целом.

Иногда это было больше на эксперименты с крайностями, но, я старался делать их так, чтобы это было не в ущерб компании, и, имею основания полагать, что так и получилось.

Итак, у меня сама обычная story молодого специалиста в сфере HR, не вместившегося в смежную нишу, начавшего с прожектов и глубокого бурения кандидатов, закончившего рутинной и методичной деятельностью направленной на результатбаланс.


Относительная типичность работы заставляет спросить у коллег -

когда начался тот момент, когда стараниями законодателя HR (знаю, во многих компаниях так и было всегда) перестал быть стратегическим консультантом - ответственным за человеческий капитал и его рациональное, бережное и ответственное использование - и стал банальным делопроизводителем?

В данный момент наблюдаю множество обсуждений профстандартов, изменений в законодательстве (отношения к вышеуказанному ГИТ), иных вещей. Пару раз проскальзывает на волне интереса какой-то отвлечённый топик, например, обсуждение Agile при активном PR команды Германа Оскаровича.

Однако, на мой взгляд, чаще всего небольшие компании в тяжелой ситуации кризиса спасает (в отсутствии мощного внешнего ресурса) именно грамотная, аккуратная внутренняя система работы - где каждый бизнес-процесс, организационный момент учтён, где комфортная атмосфера достигается не за счёт развлечения перегруженного "оптимизацией" персонала, а повышения уровня сознательности, переобучения лояльных сотрудников смежным профессиям, где есть затыки с кандидатами, формированием грамотной и простой внешней и внутренней связи?

Почему с одной стороны специалисты (и руководители) в HR забивают голову бумажной волокитой, а с другой - пытаются оставшееся место забить слепым заучиванием "передовых" техник организации процессов, которые, как и любая "перестройка" применимы в наших реалиях только после серьёзного осмысления.

Agile или Waterfall? Или всё таки профстандарт? Вы серьёзно?

Не иначе идёт трасфигурация труда в HR. И как любая магия - она непонятна магглам.

Как HR вы больше делопроизводитель, или консультант?
37,5%
Делопроизводитель!
3
37,5%
Консультант.
3
25,0%
Я не HR.
2
Голосование завершено. Проголосовало 8 человек.
22 комментария
11 мар, 12:30
New
"В данный момент наблюдаю множество обсуждений профстандартов, изменений в законодательстве (отношения к вышеуказанному ГИТ), иных вещей".

Где наблюдаете?

Вы не мешаете понятия "HR" и "кадровик", говоря о "бумажной волоките"?
Автор вопроса
14 мар, 16:52
New
В сообществе. Не-виртуальном сообществе.
Взбалтываю, но не смешиваю понятия. Истина где-то рядом.
11 мар, 12:41
New
Столько пафоса в тексте)
Автор вопроса
14 мар, 16:52
New
Этоса и Логоса тоже хватает. С уважением.
Очень тяжело читаемый текст, какое-то почти сплошное растекание мыслью по древу... А по существу то в чём вопрос? Во многих компаниях есть отдельные специалисты, которые занимаются кдп, есть отдельные на подборе, где-то ещё есть спецы по обучению, есть hr-директор в крупных организациях, есть hr-бизнес партнёр... Всё зависит от компании, её численности и т.д.
11 мар, 16:44
New
А есть HR в единственном лице, который в том числе уделяет много внимания и документообороту (ибо приходится)
А это многих раздражает - слишком много внимания каким-то бумажкам
Автор вопроса
14 мар, 16:51
New
Конечно всё это есть. Только это не всегда хорошо. И не для всех компаний применимо. И типичная story HR специалиста в любой стране - generalist. К сожалению, маленькие компании, которым нужен такой специалист в нашей стране на нём экономят, а большие (но не очень) - раздувают штат всяких "узких" специалистов, которые им не нужны.
Лучше уж линейная структура, но это моё ИМХО.
11 мар, 16:33
New
"где комфортная атмосфера достигается не за счёт развлечения перегруженного "оптимизацией" персонала, а повышения уровня сознательности, переобучения лояльных сотрудников смежным профессиям, где есть затыки с кандидатами, формированием грамотной и простой внешней и внутренней связи?"

- Повышение уровня сознательности - это, imho, реализуется за счёт способности критически оценить имеющуюся ситуацию.
И здесь, наиболее часто, сталкиваетесь с каким-то начальником (что участвовал во внедрении существующей системы).
Знакомо по многим местам.

 

"Почему с одной стороны специалисты (и руководители) в HR забивают голову бумажной волокитой, а с другой - пытаются оставшееся место забить слепым заучиванием "передовых" техник организации процессов, которые, как и любая "перестройка" применимы в наших реалиях только после серьёзного осмысления."

- Кто-то - должен заниматься тем, что называете бумажной волокитой.
Согласны, что не начальник?
Вот потому его подчинённые этим и занимаются.

О себе: ни разу не HR (а технарь).
Автор вопроса
14 мар, 16:49
New
Никто не должен заниматься бумажной волокитой. Три-четыре стандартизованных документа достаточны для нормальной работы и защиты прав всех сторон трудовых отношений.
А единая электронная трудовая тем более.
14 мар, 21:08
New
Насчёт единой электронной трудовой - пока даже найти не смог.
Что это такое? (понятно, что аналог бумажной Трудовой Книжки)
Полагаю, пока это - лишь проект?
Или уже действующая система?
14 мар, 21:11
New
Насчёт единой электронной трудовой - пока даже найти не смог.
Что это такое? (понятно, что аналог бумажной Трудовой Книжки)
Полагаю, пока это - лишь проект?
Или уже действующая система?
Если так, то, please, предоставьте ссылку.
Автор вопроса
15 мар, 10:27
New
Нет, к сожалению, это не более чем проект, однако.
Даже более того - идея одного интегратора, с которым мы работаем.

Но это то, что сравнительно нетрудно сделать, и то, что могло бы стать реальной помощью бизнесу, и большому и маленькому. И сразу бы вывело из тени солидную долю предприятий.
И решило бы хоть как-то вопрос с фирмами-однодневками и другими странными "оптимизаторами".

Ну, в целом это что-то среднее между порталом для работодателя, порталом для работника, и карточкой, которая дублирует на магнитном носителе записи из БД на госсервере.

Подпись исключительно защищенным ключом, зато - возможность в несколько кликов принять сотрудника на работу, назначить ему отпуск, перевести на другую должность.

И главное - можно не хранить никаких дублирующих документов на бумаге кроме трудового договора.

А государство если ему нужно, чтобы хранились тонны бессмысленных отчетов, то оно их будет получать хоть по конкретной организации, хоть по отрасли, хоть по региону в автоматически агрегированном виде.

И прикрутить это всё и к пенсионной системе, и к налоговой. Чтобы был обмен данными, если уж не принцип одного окна.

Красиво, правда?
Жаль, наше государство вряд ли отважится на такое.
11 мар, 16:50
New
Скорее всего Вы говорите о должности HR-generalist (менеджер в единственном лице), человеке, на которого навешаны все процессы

И скорее всего в описанном Вами случае (случаях) этот HR не способен на решение других задач, кроме КДП. Ну вот как-то приходится ему свою значимость обозначать, на Ваш взгляд, преувеличивая ценность бумаг

А ценность кадровых бумаг сложно переоценить (если они, конечно, все по делу). Другой вопрос - что другие процессы страдать не должны
Я бы сказала, что проблема здесь в организации труда в данном конкретном случае. И здесь необходимо, на мой взгляд:

- либо распределять задачи между несколькими специалистами
- либо менять HR-женералиста
Автор вопроса
14 мар, 16:48
New
Да нет, ни мне, ни работодателю в целом это не мешает.
Ну, как не мешает российскому добывающему сектору отсутствие станкостроительных предприятий.
Зачем? Все привыкли работать так. Вот, изучил комментарии, все приспособились, для себя всё давно оправдали и объяснили.
Не буду мешать идиллии.
14 мар, 18:12
New
А мне мешает... И я с этим в конкретной моей компании борюсь. И Вы знаете, когда предпринимаешь усилия, а не только сокрушаешься - как жить, когда танкостроительных предприятий нет, тогда можно сдвинуть с места неподвижные процессы

И я не обижаюсь на комментарии, а оппонирую. Тоже, знаете ли, до истины только так можно добраться
Автор вопроса
15 мар, 10:30
New
Тогда вы молодец. Мне тоже приходится бороться, поскольку за прошедшее время я уже слился с коллективом и его жалко было бы потерять.
Но иногда смотрю как обстоит дело в других, даже крупных компаниях (в IT), где HR чаще всего делопроизводитель, незнакомый с профилем деятельности компании, не вовлеченный в принятие управленческих решений - становится грустно.
15 мар, 11:12
New
Я думаю, что здесь дело не в HR-е, здесь дело в руководстве, которое не считает HR-а за единицу

Хотя... Показал бы HR свою способность быть той единицей...

Это из серии курица-яйцо
12 мар, 12:31
New
В этом случае поможет трудотерапия. Автору надо поработать руками, физически в реальном секторе (короче делать что-то осязаемое). Очень мне кажется, что автор ничего тяжелее, чем ручку не поднимал и ничего более интенсивного, чем кнопкотыкание не делал. А занимался исключительно умозрительными эфемерными концепциями типа консультирования по стратегическому планированию работы предприятия и бережному обращению с человеческим капиталом. В какой-то момент, когда долго занимаешься чем-то абстрактным, мозг теряет контакт с реальностью и тут начинается....
Автор вопроса
14 мар, 16:45
New
Говорят, что ручной труд неэффективен и все компании в погоне за снижением издержек сражаются за автоматизацию процессов.
Автоматизация, кстати - это ручной труд или все еще поднимание вещей легче ручки?
Ретроградство какое-то, честное слово. К слову, у меня был работы, в том числе и тяжелой, ручками.
Просто это не имеет никакого отношения к вопросу, который я задаю.
Так же как и большинство комментариев выше.
14 мар, 20:34
New
Конечно не эффективен, бумажки перекладывать да данные перегонять из одной формы в другую лучше доверить машине выполнять. Автоматизация чего? Слишком общее понятие "автоматизация". Автоматизированные системы сделали человека своим рабом, а не наоборот вышло, как предполагалось.
Насчет ответа на Ваш вопрос. Вам уже ответили. Я же еще раз поясняю: когда долго занимаешься чем-то абстрактным, мозг теряет контакт с реальностью и мышление уходит в астрал. Ответившие Вам, там не находятся, чтобы на одном языке разговаривать.
14 мар, 21:34
New
"Автоматизация, кстати - это ручной труд или все еще поднимание вещей легче ручки?"
- Вы знаете, что такое SCADA-система?
Это - проектирование технологического процеса,
с контролем датчиков и параметров (давления, температуры, концевиков).
Это - проектная часть.
А кроме неё - есть и работа "в поле"
(где устанавливается, подключается и настраивается оборудование).
Да, это ради того, чтобы меньше _работать ручками_ (открывать/закрывать задвижки, например).
А если есть какие-то неполадки - то в поле, без вариантов.
С инструментом (например, ключиком на 55х60, обрезком трубы (плечо) и мультиком).
Возможно, на высоте (метров 30, обычно не более).
       Романтика    :♦)
Автор вопроса
15 мар, 10:34
New
Я бы сказал, что автоматизация это ещё:
1) Следственные действия (допрос клиента на тему как у него это работает\устроено).
2) Бизнес-проектирование (из острого желания сделать клиенту как надо, а не как есть, чего и ждут на самом деле приличные клиенты).
3) Психологический тренинг (убедить клиента, что это ему действительно нужно именно так).
Ну а в поле, при монтировании всех систем, да, тоже очень-очень интересно и совсем не ручками, согласен.)
Отменить Войти и отправить