В России сейчас наблюдается демографическая яма, найти хорошего специалиста компаниям становится всё сложнее, а потерять легче - видя дефицит кадров, работник проще принимает решение об уходе из компании. Как удержать сотрудника?
Первое, что приходит в голову, это финансовая мотивация.
Деньги действительно являются одним из основных мотивирующих факторов для человека. Но если сотрудника держат только деньги, то любая компания, которая способна предложить ему больше, заберет его. К тому же финансовая мотивация имеет ощутимый предел, когда человеку хватает денег для удовлетворения своих базовых потребностей, а свой дополнительный доход он направляет на свое собственное развитие или отдых. То есть он не готов отдавать больше времени работе ни за какие деньги. К этому порогу быстрее подходят высокопрофессиональные работники, эксперты. Для мотивации этой группы сотрудников руководство придумывает все новые способы: кто-то решает эту задачу передачей процентов с прибыли, кто-то – включением в состав директоров, учредителей. Но такие инструменты - далеко не для всех. Большинство компаний сталкивается именно с проблемой сокращения среднего состава, экспертов, на чьих плечах и держится компания.
На самом деле для работников, которые любят свое дело, финансовый интерес вторичен.Гораздо важнее удовлетворить амбиции в самореализации и профессиональном росте. Самое время вспомнить о нематериальной мотивации.
Как воспитать лояльность?
Для ответа на этот вопрос пойдем от обратного. Кто такой нелояльный сотрудник? Нелояльный сотрудник – это равнодушный сотрудник. Равнодушный к ценностям компании и ее целям, не готовый прилагать усилия для достижения этих целей. Зачастую так происходит потому, что сотрудник чувствует себя «наемником» в компании - делает, что ему поручили, не понимая целей своей работы, не имеет возможности высказать свои идеи, добиться их реализации, его экспертное мнение никто не слышит и т.д. Такой работник чувствует себя оторванными от компании, у него нет реальных инструментов влияния на развитие компании – если он захочет покинуть компанию, его мало что удержит.
Каждая организация заинтересована в том, чтобы сотрудники были лояльны ей. Для этого необходимо вовлекать сотрудников в жизнь компании, делать их участниками процесса принятия решений. Добиться этого просто - достаточно создать социальные инструменты для получения обратной связи от персонала, которые помогали бы сотрудникам высказывать свои идеи и предложения по развитию компании. Например, ввести регулярный конкурс, когда сотруднику платится премия или дается выходной день за хорошую идею. Идеи собираются, и периодически руководство проводит совещание, на котором выбирает лучшие идеи. Сотрудники получают вознаграждение и признание в коллективе, а идеи принимаются в реализацию. Чтобы такой механизм исправно работал, необходимо, чтобы в компании был чёткий регламент по процедуре реагирования руководства на такие предложения сотрудников.
Помимо возможности высказать свое мнение, у сотрудников должна быть площадка для коллективного обсуждения идей, где они могут видеть предложения коллег, комментировать их, выражать солидарность. Понятно, что на каждую идею должна быть своевременная реакция руководства, которая чаще всего звучит из уст модератора раздела, представляющего администрацию. В результате коллективного обсуждения, во-первых, сотрудники учатся слышать друг друга, появляется чувство локтя, во-вторых, в ходе обсуждения они чувствуют себя вовлеченными в жизнь компании, делятся экспертным опытом с коллегами, повышают профессиональный уровень друг друга. А самое главное – каждый сотрудник чувствует себя причастным ко всем процессам, происходящим внутри организации, понимает свое предназначение, роль в большом организме под названием КОМПАНИЯ.
Безусловно, положительный эффект такой инициативы оценит и руководство компании - собранные в одном месте мнения сотрудников, их экспертный опыт могут быть в дальнейшем использованы как база аргументов при принятии решений касательно той или иной инициативы сотрудников.
Как вовлечь сотрудника на практике?
Достаточно использовать средства, заложенные в различные программные продукты. На рынке существуют недорогие и простые системы, позволяющие построить корпоративную культуру, сблизить сотрудника и компанию. Одна из них - «Корпоративный портал».
Портал является эффективным инструментом для улучшения внутренних коммуникаций: между подразделениями и отделами, между сотрудниками и руководством. Каждый сотрудник – это узкоспециализированный специалист, решающий определенный набор задач. Различность этих задач и инструментов для их решения зачастую исключает взаимодействие с коллегами из других подразделений. Корпоративный портал позволяет сотрудникам взаимодействовать между собой в едином рабочем пространстве.
Какие инструменты помогают добиться результата?
Сообщения - альтернатива неудобной переписке по электронной почте для мгновенного и простого обмена сообщениями и ведения обсуждений внутри компании.
Рабочие группы - объединение сотрудников для совместной работы в рамках подразделений или проектов - позволяет не только улучшить коммуникации, но и повысить эффективность работы.
Cервис «Есть идея!» задействует потенциал сотрудников – каждый может предложить свою идею для развития бизнеса компании, оценить предложения коллег. Идеи рейтингуются в соответствие с тем одобрением, которое идея получает. Рейтинг идеи может стать одним из критериев для принятия руководством решения о ее реализации. Пользуясь таким инструментом, сотрудники активно высказывают свое мнение, понимая, что их компетенции могут повлиять на развитие компании. А компания имеет возможность использовать накопленный сотрудником опыт для движения вперёд и сохранения инвестиций в поиск и обучение персонала.
Значит, Корпоративный портал – это реальный инструмент сохранения кадрового потенциала компании. Портал помогает консолидировать сотрудников, вовлечь в жизнь компании, повысить лояльность и мотивировать работать на устойчивое развитие. Руководство компании в свою очередь выходит на новый уровень взаимодействия с персоналом, активно использует инструменты получения обратной связи от сотрудников, реагирует на идеи и предложения персонала, использует экспертный опыт сотрудников для дальнейшего развития организации.
Благодаря Корпоративному порталу совместная работа в компании становится социальной, рабочая среда - прозрачной и дружественной для сотрудников. Работать в такой компании – одно удовольствие!
Статья предоставлена Группой компаний «Навигатор»