17 июн 2015, 16:25

Специальность в патенте: имеет ли она значение при оформлении иностранного гражданина на работу

Добрый день, уважаемые друзья и коллеги!

Время от времени появляются вопросы о том, нужно ли учитывать, какая специальность указана в патенте? Надо ли обращать на нее внимание или это абстрактная информация.

В ряде регионов России специальность в патенте иностранного гражданина имеет очень большое значение. Если ее не учитывать, то последствия могут быть плачевными как для самого иностранного гражданина, так и для работодателя.

Предлагаю Вашему внимаю ряд нормативно-правовых актов, которые приняты в отдельных регионах России и которые закрепляют такой порядок, по которому иностранные граждане в данных регионах не имеют право работать не по тем специальностям, которые указаны у них в патентах.

Прошу работодателей внимательно посмотреть список регионов и проверить, на какие должности оформлены Ваши иностранные работники.

Пожалуйста, помните, что должности должны совпадать не только в паре: патент - трудовой договор, но и в группе: штатное расписание - патент - трудовой договор - уведомление о приеме на работу.

А теперь нормативно-правовые акты и регионы:

1. Московская область

Постановление Губернатора Московской области от 11 марта 2015 г. N 63-ПГ "Об указании сведений в патенте, выдаваемом иностранному гражданину для временного осуществления трудовой деятельности на территории Московской области".

Вот текст этого постановления:

В соответствии с абзацем вторым пункта 16 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" постановляю:

1. Указывать в патенте, выдаваемом на территории Московской области иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, для временного осуществления трудовой деятельности на территории Московской области, профессию (специальность, должность, вид трудовой деятельности) иностранного гражданина.

2. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" и размещение (опубликование) на Интернет-портале Правительства Московской области.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления остается за Губернатором Московской области.

Губернатор
Московской области

А.Ю. Воробьёв

Новые требования к патентам на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами.

Иностранные граждане не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент. Установлено, что в патенте, выдаваемом на территории Московской области иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию для временного осуществления трудовой деятельности на территории Московской области, необходимо указывать профессию (специальность, должность, вид трудовой деятельности) иностранного гражданина.

Постановление вступает в силу со дня его подписания.

В каких еще регионах в патентах указывается специальность?

Амурская область:

Постановление Правительства Амурской области от 30.12.2014г. № 794 «О патентах на временное осуществление на территории Амурской области трудовой деятельности иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы»

Владимирская область:

Постановление Администрации Владимирской области от 31.12.2014г. № 1398 «О мерах по реализации Федерального закона от 24.11.2014г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Забайкальский край:

Постановление Губернатора Забайкальского края от 30.12.104г. № 82 «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Забайкальского края профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина

Иркутская область:

Указ Губернатора Иркутской области от 16.02.2015г. № 14-уг «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Иркутской области, иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина»

Камчатский край:

Постановление Губернатора Камчатского края от 26.12.2014г. № 165 «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Камчатского края, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина.

Красноярский край:

Указ Губернатора Красноярского края от 26.12.2014г. № 297-уг «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Красноярского края иностранному гражданину, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина»

Ленинградская область:

Постановление Губернатора Ленинградской области от 05.03.2015г. № 11-пг «Об указании в патенте на временное осуществление трудовой деятельности на территории Ленинградской области профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности)

Московская область:

Постановление губернатора московской области от 11.03.2015г. № 63-пг «Об указании сведений в патенте, выдаваемом иностранному гражданину для временного осуществления трудовой деятельности на территории Московской области»

Омская область:

Постановление Губернатора Омской области от 30.12.2014г. № 163 «О реализации основных положений Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Пермский край:

Указ Губернатора Пермского края от 12.01.2014г. № 1 «Об отдельных вопросах осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Пермского края на основании патентов»

Республика Коми:

Указ Главы Республики Коми от 09.02.2015г. № 19 «О некоторых вопросах трудовой деятельности иностранных граждан на территории Республики Коми»

Республика Мордовия:

Постановление Правительства Республики Мордовия от 22.12.2014г. № 668 «О реализации Федерального закона от 24.12.2014г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Рязанская область:

Постановление Губернатора Рязанской области от 12.01.2015г. № 3-пг «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Рязанской области профессии (специальности, должности, вида деятельности) иностранного гражданина»

Санкт-Петербург:

Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 22.01.2015г. № 2-пг «О некоторых мерах по реализации Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Свердловская область:

Указ Губернатора Свердловской области от 03.02.2015г. № 37-УГ «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Свердловской области, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина, прибывшего в Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы».

Смоленская область:

Указ Губернатора Смоленской области от 30.12.2014г. № 99 «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Смоленской области иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, профессии (специальности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина

Ставропольский край:

Постановление Губернатора Ставропольского края от 25.12.2014г. № 704 «О некоторых мерах по реализации Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Тверская область:

Постановление Губернатора Тверской области от 29.12.2014г. № 202-пг «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Тверской области на осуществление трудовой деятельности, профессии (специальности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина»

Томская область:

Постановление Губернатора Томской области от 14.01.2015г. № 2 «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Томской области, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина»

Тюменская область:

Постановление Губернатора Тюменской области от 30.12.2014г. № 145 «Об указании в патенте профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности»

Удмуртская Республика

Указ Главы Удмуртской Республики от 26.12.2014г. № 451 «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Удмуртской Республики иностранным гражданам»

Ульяновская область:

Постановление Правительства Ульяновской области от 26.02.2015г. № 24 «Об указании в патенте специальности (профессии, должности вида трудовой деятельности»

Хабаровский край:

Постановление Губернатора Хабаровского края от 23.01.2015г. № 3 «Об указании в патенте на временное осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности на территории Хабаровского края профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности)»

Чувашская Республика:

Указ Главы Чувашской Республики от 28.01.2015г. № 12 «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Чувашской Республики, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина»

Ярославская область:

Указ Губернатора Ярославской области от 19.01.2015г. № 20 «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Ярославской области профессии (специальности, должности, вида деятельности) иностранного гражданина»

По материала Володина Евгения Владимировича


3 0
10 890
25 комментариев
6 июл 2015, 21:38
New
всем привет, а правда ли что налоги на петент будет сокращен до 1500 руб, с 2400 в Екатеринбурге?
0 0
Автор поста
7 июл 2015, 11:50
New
Пока такой информации не видела. Вообще, региональные коэффициенты устанавливаются на год. Поэтому вряд ли их снизят в середине года.
0 0
1 ноя 2015, 16:23
New
Здравствуйте, Светлана! Подскажите пжл, можно ли открыть ИП в Спб гражданину Киргизии? РВП нет, есть разрешение на работу, т.е. трудовой договор на год (работаю в данное время в крупной компании).
Заранее благодарю за ответ.
0 0
Автор поста
12 янв 2016, 17:58
New
Здравствуйте, Дарья! Извините, пожалуйста, только что увидела Ваш вопрос. Да, конечно, можно.
0 0
11 мар 2016, 01:33
New
Светлана,добрый день. Подскажите пжта следующее, патент оформлен в Москве без указания должности. Действие патента подходит к концу и его надо переоформоять. Сейчас меня хотят перевести на другую должность. Вопрос: как правильнее сделать, переоформить текущий патент и указать в заявлении на переоформление новую должеость или подавать на новый патент с новой должностью? Во втором случае должен ли работодатель уволить меня и принять по новому договору? Или можно сделать доп.соглашение к договору? Нужно ли уведомлять заново ФМС при наличие допника к договору,где будет указан новый патент и новая должность?
0 0
Автор поста
11 мар 2016, 11:00
New
Здравствуйте, Вика. Если у Вас собраны все документы на переоформление патента (включая трудовой договор и ходатайство от работодателя), Вы можете попробовать подать документы именно на переоформление (продление) действующего патента. На сколько я знаю, в Сахарово всем подряд отказывают в приеме документов под самыми разными причинами (то "система не видит оплаты чеков, принесите справку из банка", то "вы не успеваете подать документы до окончания срока действия миграционной карты" и пр.).

Если увидите, что Вас тоже начинают футболить, то проще сделать пересечение и подать документы на оформление нового патента.

Что касается должности, которая указывается в заявлении на патент, то она имеет формальный характер. Укажите ту должность, которая у Вас будет на момент подачи заявления.

На период замены документов работодатель не должен Вас увольнять. Он должен отстранить Вас от работы (отправить в отпуск за свой счет) и то, это если у Вас будет разрыв по срокам между старым патентом и новым. Если Вы получите новый патент в период действия старого патента, то вообще никаких лишних действий производить не надо.

Новый патент работодатель указывает в дополнительном соглашении к ТД.

А вот Вам как раз, если получите новый патент, надо будет предоставить в ФМС копию старого трудового договора и новое доп.соглашение. Потому что надо будет соблюдать требование предоставить в ФМС копию трудового договора в течение 2-х месяцев с даты получения патента.

При переводе Вас на новую должность, работодатель не должен уведомлять ФМС. Он должен уведомлять только о принятии Вас на работу первый раз и при увольнении.
0 0
14 мар 2016, 11:06
New
Светлана, большое спасибо как всегда за конструктивный и оперативный ответ! Правильно ли я понимаю, что если в патенте не указана должность, то работодатель в праве перевести меня на другую должность без каких-либо изменений в патенте? Спасибо заранее!
0 0
Автор поста
15 мар 2016, 19:48
New
Да, все верно. Единственные изменения - новое доп.соглашение к трудовому договору о новой должности и новом окладе.
0 0
13 апр 2016, 12:05
New
Светлана, добрый день. Подала на новый патент 18.03. Уже прошло больше,чем 20 календарных дней, смс так и не пришло. На сайте статус патента : передан на рассмотрение в фмс...звонила в справку- ответили,что ждите смс, ничем помочь не можем.Может вы в курсе, какая сейчас ситуация с выдачей патентов в ММЦ, есть ли задержки? Что в этом случае делать,непонятно. Старый патент действует до 05.05. Патент оплатила практически сразу на год, на сайте ммц отображается, что патент оплачен до января 2016, хотя я все оплатила, ходила в сбербанк за разъяснениями платежей, вроде все сделали. Может из-за старого патента задержка? В случае аннулирования старого патента, у меня бы наверное не приняли доки на новый патент? Спасибо заранее!!!
0 0
Автор поста
13 апр 2016, 12:22
New
Здравствуйте. К сожалению, не знаю, как помочь. Попробуйте позвонить на горячую линию на сайте fms.gov.ru. Может у них есть регламент, который предусмотрен в таких случаях.

Причина задержки может быть в том, что ФМС сейчас расформировывается. Сотрудники получают уведомления об увольнении, передают дела. Надо сейчас очень серьезно отслеживать свои документы, т.к. в переходный период всегда возникают такие проблемы.
0 0
13 апр 2016, 12:41
New
Светлана,спасибо за инфо. А про аннулирование патента не знаете процедуру? Документы вроде приняли....спасибо!
0 0
25 июн 2016, 12:05
New
Здравствуйте,у меня такой вопрос. Ещё не знаю где буду работать,но патент надо уже делать. Какую должность указать? Вдруг я не найду работу по определённой должности? А устроится хотя-бы на испытательный срок без патента нереально
0 0
Автор поста
25 июн 2016, 12:39
New
Здравствуйте. К сожалению, здесь я не могу подсказать, т.к. не знаю, какую изначально Вы работу собираетесь искать. В любом случае, потом можно подать документы на внесение изменения специальности в патенте. Указывайте ту, где у Вас больше шансов найти работу.
0 0
17 авг 2016, 19:10
New
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, неделю назад я получила патент, на МО. Должность, указанная в патенте, должна звучать по другому, могу ли я обратиться в ФМС Красногорска, (где я и оформлялась) чтобы мне заменили её на бесплатной основе, так как прошло немного времени со дня получения. Спасибо за ответ.
0 0
Автор поста
20 авг 2016, 17:57
New
Здравствуйте. Вы всегда может обратиться за исправлением должности. На счет бесплатности не подскажу: если была техническая ошибка, то исправление сделают бесплатно. Если просто замена одной должности на другую - не знаю, взимается за это госпошлина или нет.
0 0
30 сен 2016, 16:10
New
Добрый день. Ищу ответ на следующий вопрос: специальность а патенте указана: Директор (начальник, управляющий) предприятия. Можно ли взять на работу на должность: исполнительный директор? или в договоре должность должна звучать просто : Директор?
0 0
Автор поста
1 окт 2016, 17:17
New
Добрый день. Если правительством того или иного субъекта РФ установлено требование указывать специальность (профессию) в патенте, то иностранный гражданин имеет право работать только по этой профессии (специальности), должности, а работодатель имеет право нанимать иностранца только на ту должность, которая указана в патенте.

Специальности, которые прописываются в патентах, берутся из классификатора специальностей и должностей.

Про специальность "исполнительный директор" вот что упоминается: classinform.ru/okz/kod-1120-9.html

Как видно, она не идет в одном списке с директором (начальником, управляющим). Я бы не стала рисковать: либо оформить на должность как в патенте и в обязанностях прописать функционал, либо внести изменение в патент и потом уже оформить на "исполнительного директора".
0 0
3 окт 2016, 15:26
New
Спасибо за оперативный ответ.
0 0
2 окт 2016, 16:56
New
Здравствуйте! Посоветуйте, пожалуйста, что делать. При оформлении патента по Москве в ММЦ, сотрудник меня спросила, кем я собираюсь работать. Я не знала, что специальность очень важна, и сказала что-то вроде сотрудник офиса, в общем не придала этому значения. А сотрудник особо и не уточнила. Сейчас я хочу заключить с работодателем гражданско-правовой договор, а как оказалось, своей специальности не знаю. Скажите, пожалуйста, куда мне обратиться, чтобы узнать свою специальность? И я читала, что свою специальность можно поменять один раз, написав заявление в отдел по вопросам миграции. Проверить в справочной службе он-лайн не выходит, страница просто обновляется и все, видимо у них там какие-то накладки, но мой патент оплачен вовремя, то есть не действительным быть не может. Спасибо Вам заранее!
0 0
Автор поста
2 окт 2016, 20:34
New
Здравствуйте. В Москве нет требования указывать специальность в патенте, а значит, можно работать по любой, разрешенной для иностранных граждан специальностей.

В Московской области специальность важна, поэтому ее указывают в патенте и потом работать можно только по ней, либо вносить изменение в патент.
0 0
2 окт 2016, 21:53
New
Большое Вам спасибо! Добра Вам)
0 0
17 апр 2017, 15:24
New
Светлана, добрый день!
Подскажите пожалуйста правильное решение в след.ситуации.
У сотрудника подходит к концу срок действия патента и он хочет его переоформить(продлить). От нас требуется ходатайство. Принят он на должность повара, но в самом патенте должность не указана (по г.Москва). Я как понимаю такое возможно и это законно. Уточняла этот вопрос у инспектора МВД, в ответ она сказала, что должность должна быть указана. В таком случае, если предоставить работнику ходатайство не навлечет ли это штраф на организацию, что иностранец работает в несоответствии с должностью по патенту (хотя там она вообще не указана). Дозвонилась до справочной ГУ МВД там мне ответили, что в Сахарово выдают патенты без указания должности и работодатель имеет право взять работника на любую должность.Хотелось бы конечно иметь ссылку на закон, нормативный акт, в которых бы это прописывалось, чтобы обезопасить себя. Как в данном случае правильно поступить? Переоформлять или увольнять с последующим принятием по новому патенту. Спасибо
0 0
15 июн 2017, 21:22
New
Добрый день, Светлана! Подскажите адрес сайта (желательно законодательного уровня) на котором я могу ознакомиться со списком профессий, которым НЕ нужен патент для работы в РФ. Спасибо!
0 0
Автор поста
17 июн 2017, 17:54
New
Здравствуйте, Ольга. Вы немного неправильно ставите вопрос. Не существует такого единого списка, распространяющегося на всю Россию. Минтруда России ежегодно устанавливает квот на допустимую долю привлечения иностранных работников в организации, работающие в тех или иных секторах экономики. Например, такой список на 2017 г. можно посмотреть здесь: www.migranto.ru/single-po…-2017-godu

Это ограничение говорит, что если у организации коды ОКВЭД совпадают с кодами из приказа Минтруда, то они должны соблюдать требования по ограничению найма иностранцев относительно россиян.

Вместе с тем, помимо этого федерального списка, каждый субъект РФ может принимать дополнительные ограничения своего рынка труда и запрещать работать иностранцам по тем или иным специальностям конкретно в этом субъекте. В субъекте вводится обязательное требование указывать специальность в патенте, которое накладывает на иностранного гражданина обязанность работать только по той специальности, которая указана у него в патенте. Если иностранец захочет поменять профессию, то ему надо сначала внести изменение в патент.

Я знаю, наверное, единственное ограничение для иностранцев, которое действует всегда на федеральном уровне: иностранец не может работать главным бухгалтером, бухгалтером, аудитором, финансовым директором, т.е. на любой должности, которая включает в себя функционал осуществления бухгалтерского учета.

Важно также понимать, что все эти ограничения установлены для временно пребывающих иностранных граждан, т.е. работающих на основании патента или разрешения на работу. Когда иностранный гражданин получает статус временно проживающего или получает вид на жительство, то данные ограничения на него уже не распространяются.

Думаю, что Вы проецируете на себя какую-то конкретную ситуацию в определенном субъекте РФ. Напишите подробнее, будет проще помочь Вам. Можете написать мне в личку или на почту info@migranto.ru.
0 0
18 июн 2017, 09:52
New
Да, наверное я не верно поняла вообще суть патента. Более развернутый вопрос (касающийся моей ситуации) я напишу Вам на почту. Спасибо за Ваше подробное объяснение!
0 0