21 окт 2013, 10:59

Запрет аутсорсинга? Легализация заемного труда?

Запрет аутсорсинга? Легализация заемного труда?

Доброе утро, коллеги! Я поздравляю Вас с началом новой трудовой недели и хочу поделиться с Вами порцией моих рассуждений на очередную актуальную сейчас тему.

Не секрет, что в последнее время в Государственной Думе рассматривается законопроект о заемном труде. Причем, эта история имеет корни с 2001 года. Сначала готовилось изменение в законодательство о легализации заемного труда, потом о его запрете, а теперь, глядя на законопроект прошедший в апреле 2013 года уже вторые чтения, понятно, что будет принят промежуточный вариант: и не запрет, и не полная легализация.

Судьба законопроекта весьма интересна. Он рассматривался и принимался в первых двух чтениях. А вот Совет Федерации уже дважды не принимает его в третьем чтении.

Да и сам текст законопроекта интересен сам по себе. Он предлагает внести в Трудовой Кодекс отдельную статью 56.1. "О запрете заемного труда" и здесь же в закон "О занятости населения" внести 2 случая, когда это будет разрешено.

В каких случаях заемный труд предлагается использовать легально?

Вариант 1. В организациях, между которыми косвенно или прямо существует факт подчинения (управления).

Вариант 2. Когда организация "берет в аренду" персонал у компаний, зарегистрированных как частное агентство занятости и прошедших аккредитацию в установленном Правительством РФ порядке.

Таким образом, действующие в России известные международные аутсорсинговые компании должны будут пойти по второму варианту и проходить аккредитацию как частное агентство занятости.

А работодателям, которые на сегодня используют заемный труд, придется искать другие варианты решения проблем с персоналом, причем законопроект предусматривает вступление в действие уже с 1 июля 2014 года.

Использование заемного труда и сегодня находится на грани действующего законодательства. Это подтверждает и судебная практика и те аргументы, которые с 2001 года озвучиваются в обоснование запрета заемного труда.

С чем сегодня возникают проблемы?
С инспекцией по труду и соответственно с налоговой инспекцией.

Конфликт 1.

При проведении инспекционной проверки на территории работодателя, обнаруживаются работники, с которыми у работодателя трудовой договор не заключен. При этом свою деятельность эти люди производят на ежедневной регулярной основе на территории данного работодателя, подчиняются требованиям, прописанным в локальных нормативных актах и выполняют распоряжения должностных лиц работодателя. То есть исходя из норм ст. 56 и ст. 61 Трудового кодекса РФ - лицо фактически допущено к работе, но в течение срока, установленного ст. 67 Трудового Кодекса РФ трудовой договор с ними не заключен. При этом аргументы о том, что у этих людей заключен трудовой договор с другим работодателем, и именно он (другой работодатель) производит выплату этим работникам заработной платы, не принимается. Мало ли у кого с кем заключены трудовые договоры. Работник по трудовому договору может работать у нескольких работодателей - это напрямую разрешено законом.

Здесь важное значение будет иметь текст договора между двумя юридическими лицами, а он часто не помогает выйти из такой ситуации без конфликта, а "топит" компанию, использующую труд заемных работников. Причем к тем, кто этот персонал "сдает" претензий, как правило, не бывает. Всегда страдает "пользователь". И именно в его интересах организовать работу так, чтобы не нести этих рисков.

В качестве основных и очень грубых нарушений можно назвать следующие:
· указание в качестве предмета договора персонал (людей), а не работы и услуги;
· вознаграждение указывается в виде заработной платы заемных работников с учетом необходимых отчислений в фонды;
· подчинение заемного персонала должностным лицам компании "пользователя" и мн. другое.

Конфликт 2.

Плавно вытекает из первого. Если у компании на ее территории работают какие-то люди, с которыми у работодателя не заключен трудовой договор, то и налоги с заработной платы этих людей не выплачиваются. Это уже является прямым нарушением Налогового Кодекса РФ. Как правило, такие претензии возникают уже после признания судом факта наличия трудовых отношений.

Причем сейчас законодатель опять хочет вернуться к ситуации, чтобы признавать на месте гражданско-правовые отношения трудовыми, будет иметь право инспектор труда.

Многие работодатели обсуждение этого законопроекта восприняли как угрозу «нормальным» гражданско-правовым договорам, которые компании заключают с другими юридическими лицами, например, на расчет заработной платы, ведение кадровых документов и т.д. Конечно, никто не собирается отменять гражданско-правовые договоры о возмездном оказании услуг или выполнении работ. Речь идет, скорее, про запрет аутстаффинга, чем аутсорсинга (хотя по непонятным причинам, почему-то и авторы законопроекта и общественные обсуждения используют термин аутсорсинг).

В любом случае, законопроект является достаточно интересным, и я настоятельно рекомендую всем работодателям, использующим заемный труд, с ним ознакомиться для планирования своей работы после 1 июля 2014 года. Заодно и проверить сегодняшние договоры на предмет наличия риска признания гражданско-правовых отношений трудовыми.

При необходимости, Вы можете обратиться в консалтинговые организации, которые занимаются решением этих вопросов. Например, я возглавляю группу компаний в IPK Group, которая может помочь в анализе этих документов.

15 2
9 835
12 комментариев
21 окт 2013, 19:12
New
хоспади.

лизинг персонала-давно актуальная будничность.


что тут мусолить...
Комментарий скрыт. Показать?
22 окт 2013, 16:35
New
интересная реклама и самореклама))) а я могу помочь решить проблемы с персоналом... и в штате как у аутсорсеров так и у заказчиков тоже юристы хлеб не даром едят...
Здесь важное значение будет иметь текст договора между двумя юридическими лицами, а он часто не помогает выйти из такой ситуации без конфликта, а "топит" компанию, использующую труд заемных работников. Причем к тем, кто этот персонал "сдает" претензий, как правило, не бывает. Всегда страдает "пользователь". И именно в его интересах организовать работу так, чтобы не нести этих рисков.

Я что то не совсем понял, это что попытка легализовать нахождение на территории предприятия гасторбайтеров, и перевести ответственность за использование нелегального труда на подставную фирму-однодневку?

ГЕНИАЛЬНО...
24 окт 2013, 09:32
New
При чём здесь гастеры? Многие крупные западные компании используют труд аутсорсеров, если по каким-то причинам специалист нужен, а головная организация сидящая, например, в Европе, Азии или Штатах не даёт добро на открытие ставки по каким-то своим соображениям. В этом случае специталиста нанимает рекрутинговое агентство и сдаёт его в "аренду" клиенту.
Ну, то что вы описали, оно все как бы и без этих законопроектов до сегодняшнего дня неплохо осуществлялось... И проблем никаких на мой взгляд, не возникало...
А гастеры, как они при чем? Они при всем, они всегда, они везде...
Мы же все с вами видим, как государство пытается бороться с незаконным использованием рабочей силы - штрафы для таких работодателей предполагаются не детские... Простите меня конечно великодушно, но на мой взгляд этот законолроект как раз и создаст брешь в данной ситуации... И еще раз повторю каким образом!

Работодатель оформит всех гасеров на никому не известную подставную фирму-однодневку, а сам останется белым и пушистым. Ведь тут же ясно написано, что на сегодняшний день если провернуть такую схему - "...Всегда страдает "пользователь..." , "... а топит компанию, использующую труд заемных работников. Причем к тем, кто этот персонал "сдает" претензий, как правило, не бывает..." Я так понимаю
, что данный законопроект как раз и исправит положение дел, то есть перевернет все с точностью до наоборот?
25 окт 2013, 15:13
New
Оформить иностранных граждан на фирму-однодневку нельзя, т.к. для нужно получить квоты, это делается заранее. Квоты большие однодневке тоже никто не даст, и внимание к компаниям привлекающим иностранцев сейчас повышенное. Так что, это фантазия.
Ничего не фантазия... Однодневки - это только термин, на самом деле они трехлетки. Забыли наверное, что в течении трех лет на вновь открывшихся предприятиях ВООБЩЕ нельзя проводить никаких проверок? А больше трех лет ни только однодневки, но и нормальные то не живут. Вам МАЛО трех лет? Скажите и этого не достаточно? Да ради бога, можно и пятилеток сразу так штук 20-40 насолить, про запас, так сказать... Квоты вам нужны? Это что в нашей стране проблема? Слава богу не в Америке... Были бы деньги. Кстати о птичках, если у вас их нет, то вам и квот никто не даст, и дома строить никто не разрешит... Сами наверно понимаете...
Валентина, Вы в курсе как дальше развивалась судьба этого законопроекта? если уже принят, как называется?
Автор поста
19 янв 2014, 16:15
New
Добрый день, Анна.
Часть поправок из этого законопроекта уже принята с вступлением в силу с 01.01.2015 – это по административной ответственности, а часть вступила в силу в Трудовом кодексе с 01.01.2014».
См. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"

С уважением, Митрофанова Валентина
генеральный директор группы компаний IPK Group
+7 (495) 988 5739, www.inprofkadry.ru
1 апр, 08:43
New
Мы уже два года пользуемся услугами аутсорсинговой компании, это выгоднее.
3 апр, 08:05
New
А какая компания вам оказывает подобные услуги?
3 апр, 08:46
New
Мы сейчас сотрудничаем с фирмой ЗАО БДО Юникон Бизнес Сервис.
Отменить Войти и отправить