2 дек 2013, 13:20

"Такой HR нам не нужен!.."

Устроила я тут себе короткий отдых, - так все было хорошо: солнце, книга, теплый океан…. Так нет же! Зазвенел телефон, и один из моих давних клиентов, даже не поинтересовавшись, готова ли я окунаться в рабочие заботы, произнес краткую и проникновенную повествовательно-описательную речь, закончившуюся эмоциональной репликой, уже – Увы! – не первый раз мною слышанной: «В общем, такой HR мне не нужен!» Настроение было не то чтобы испорчено, но омрачено; и тут я подумала, что именно эти его слова станут темой моего следующего поста, потому что полезно порассуждать и разобраться, в чем основные претензии бизнеса к нам, HR-ам, и кого, все-таки, работодатель хочет видеть на этом месте.

Начну с грустного – с претензий. Они, как это ни странно, типичны. И хоть Лев Толстой и писал, что «все счастливые семьи счастливы одинаково, а все несчастные – несчастливы по-своему», в управлении человеческими ресурсами (Странно это, ведь, как пели в советской песне «Коллектив - одна семья!») все прямо наоборот. Успешный HR очень разный для разных отраслей, разных по возрасту и размерам компаний… По-разному выглядит, думает, о разном тревожится, по-разному выстраивает коллегиальные взаимодействия. А вот HR, по которому вынесен вердикт «Такой не нужен!» обладает однотипными характеристиками, безусловно неподходящими его внутренним бизнес-партнерам.

Прежде всего, это, конечно, – профессиональная некомпетентность или низкий уровень профессионального развития, старательно закамуфлированный хорошо поставленной речью и навыками психологически выстроенного убеждения. Вроде, все ясно: непрофессионал никому не нужен. Но мне хотелось бы сделать акцент именно на то, что так раздражает всех работодателей в этом типе «ненужных». На первый взгляд, HR-плюсы – хорошая речь и аргументы, подобранные по психотипу собеседника, - становятся «ловушкой». Они были удочкой, «заманухой», на которую поймали работодателя, по его мнению. И поэтому он начинает буквально заранее ненавидеть претендентов с хорошей речевой и психологической подготовкой, потому что за этим когда-то не последовало грамотной оценки ситуации, расстановки приоритетов и немедленных действий, технологических новшеств, качественных изменений в управлении персоналом, наконец!

Второй, часто озвучиваемый, раздражитель не менее удивителен на первый взгляд, чем первый. Это, не поверите, избыточные компетенции в теоретической области; то, что бытовым языком называется «слишком умный». Речь обычно идет о многостраничных положениях и регламентах, инструкциях и политиках, вовсе не влияющих на конкретные процессы. То есть на самом деле, раздражает оторванность от реальности, нежелание говорить на одном языке с коллегами, менторство и теоретизирование.

Далее в списке раздражителей я выделяю нежелание и - более того - неготовность принимать обратную связь от бизнеса. Сторонники универсализации HR-технологий, мнения, что HR он и в Африке HR, поверьте мне, очень раздражают этим коллег из других подразделений и первых лиц. Обязательно должна сказать о том, что отдельных эпитетов удостаиваются HR-специалисты, воспринимающие Компанию как баррикады, где на разных сторонах руководство / акционеры бизнеса и сотрудники, и занявшие одну из сторон этих баррикад. Причем то же самое руководство не бывает довольно (если оно мудрое) и тогда, когда HR однозначно, не вдумываясь, только на его стороне. Тем более, никому не интересно иметь в лице HR-а некий "мини-профсоюз". В идеале все хотят видеть дипломата, «инженера душ» и практикующего конфликтолога, способного инициировать, внедрить и поддерживать такие изменения бизнес-процессов и корпоративной культуры, которые позволят органично и «нетравматично» взаимодействовать тем, кто раньше противостоял друг другу.

Раз уж речь пошла об аналогиях с профсоюзом, не могу не отметить, что критикующие своих HR-ов работодатели сетуют и еще на одну распространенную черту - на их приближение к типажу эдакого «массовика-затейника», увлеченного организацией конкурсов, корпоративов, праздников, поздравлений, проводов на пенсию, написанием гимнов и выпуском стенгазет и очень обижающегося, если его бурная деятельность не находит поддержки и восхищения.

Отдельного внимания достойны HR-агрессоры. Те, кто мнит себя свежим ветром новаций и перемен, на самом же деле, нажимом и агрессией, прессингом и манипулированием пытается продавливать внедрение модных изменений, более уродующих Компанию, нежели модернизирующих ее. Такие специалисты обычно становятся в реальности разрушительным ураганом – инициаторами возмущений и волнений, конфликтов и противостояний в коллективе.

Завершает список раздражителей типаж HR-памятник. Будто вышедший из советских (или любых других) времен, неплохо знающий законодательную основу и самые однозначные технологии, но дальше не развивающийся, с трудом принимающий новое, настаивающий на линейном соблюдении ТК и лучше всего общающийся посредством пронумерованных приказов специалист, требующий по каждому вопросу служебку, запрос, акт или заявление.

В завершение скажу, что список «раздражителей» наработан мною лично на практике – там, где мне пришлось сначала, по просьбе клиентов от бизнеса, оценивать реальность и масштаб разрушений в области управления персоналом, потом определять приоритеты «восстановительных работ», в заключение иногда даже подбирать подходящего именно здесь и сейчас, с прицелом на будущее, специалиста. Возможно, что-то известное Вам, дорогие читатели поста, мне не встретилось и оттого не описано выше. Дополняйте, минусуйте, критикуйте – все эти действия будут полезны для того, чтобы как можно скорее услышать от работодателя заветные слова «Вот такой-то HR нам и нужен!»!


17 7
4 268
46 комментариев
Автор поста
10 дек 2013, 10:56
New
Вы и тут не угадали. Ее как раз подбирали вообще без участия HR-а. Некий знакомый Генерального в дружеской беседе услышал, что директор по маркетингу и PR покинул компанию, т.к. переехал в Екатеринбург. Предложил какую-то знакомую, которая в данный момент "в поиске". Было у нее 3 года собственное агентство, но на проектную мощность так и не вышло и она решила податься обратно, в наёмные работники. Пообщались. Маркетинг не потянет, а вот по рекламе и пиар, вроде, ничего... Долго не думал - под Новый год очень много работы. С 21 октября вышла, с 11 ноября начали ВСЕ УЖЕ на нее жаловаться - хамовитая, неуживчивая, пафосная, неумная и непрофессиональная. СБ начала "копать" и накопала.
Кстати, адекватных интерпретаций не может быть. Каждый интерпретирует, как ему видится. Если уж в нашей стране с законами так можно поступать, то с поговорками - тем более.
(что-то Вы как-то много эмоций тратите на попытки меня чем-нибудь задеть. Бесполезно. У меня уже совершенно Новогоднее настроение, чего и Вам, и всем желаю. Меньше желчи, больше юмора!)
1 0
10 дек 2013, 11:12
New
Нет привычки "угадывать", говорю что вижу, эмоции не трачу, желчи нет - что-то у вас в интерпритациях сбито. Налицо не профессиональная оценка ситуации, а личностной-эмоциональная.
0 0
Автор поста
10 дек 2013, 13:18
New
"Каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит..."

Поскольку Вы все же претендуете на оценку адекватности интерпрЕтаций, скажу что, согласно имеющимся у меня знаниям, это слово и пишется, и означает нечто иное, чем Вы думаете.

Интерпретация – сложный синтез анализа художественного произведения и вашего личностного восприятия. Будучи продуктом вдохновения, интерпретация, тем не менее, имеет определенную структуру и обязательные компоненты.

Психофилософия определяет людей, в том числе, и по легкости мысли. Мы с Вами абсолютно разные, мне не свойственен негативизм и видение проблем и "подстав" на пустом месте, а преодоление всяческих препятствий я считаю просто элементом разминки перед интересными делами. Поэтому предлагаю полемику абсолютно различных индивидуумов прекратить и энергию направить в позитивное предновогоднее русло.

Мне-то уже можно не напрягаться - пора покупать подарки и собирать чемоданы, а вот молодых коллег отвлекаем всякими глупостями. Меж тем конец года - время сложное, иногда - авральное и цейтнотное.
0 0
10 дек 2013, 13:33
New
На мой взгляд, претендуете как раз вы, а "легкость мысли" и легкомысленность в интерпрЕтациях, которую вы демонстрируете, далекие друг от друга характеристики.
0 0
Автор поста
10 дек 2013, 14:11
New
Мне по душе и легкость и лекомыслие, если только они никому не приносят зла. И что бы я лично ни проявляла - преднамеренно или ситуативно - мне это никогда не мешало развиваться, идти вперед, достигать поставленных целей, чего и всем остальным желаю!
0 0