В конце уходящего
года принято подводить итоги, анализировать
произошедшие изменения и делать прогнозы
на перспективу, ближайшую и отделенную.
Я решил немного оглянуться назад и подготовить
краткий дайджест прошедших событий, и прежде
всего в области труда…
Итак…
СОБЫТИЕ ПЕРВОЕ
ИЛИ «ОБЛОМ ГОДА». Безусловно, в категории
«Облом года» со значительным отрывом лидирует
принятие Федерального закона от 2 мая
2015 г. (№ 122-ФЗ), согласно которого, применение
профессиональных стандартов, которые усиленно
готовились начиная с 2013 года, стало не обязательным,
кроме строго оговоренных в Федеральных
законах и нормативно-правовых актах РФ
случаев. Жесточайший вселенский облом
постиг владельцев разного рода коммерческих
учебных заведений, которые уже раскрыли
пошире свои бездонные карманы и кошельки,
в надежде получить сверхбарыши от ринувшихся
к ним работников, вдруг в одночасье «ставших
профнепригодными». Но даже в условиях такого
информационного дефолта, некоторые из
них делают невинное лицо и откровенно врут,
убеждая нас, что синее – это зеленое, то
есть что с 1 июля будущего года профстандарты
станут обязательными для всех. Помните
– это ложь, при том наглая и циничная.
Государственная
дума, честь ей и хвала, сумела все-таки в
третьем чтении своим законотворческим
мечом отрубить алчные щупальца этих гидр
от образования.
СОБЫТИЕ ВТОРОЕ
ИЛИ «ТЯГОМОТИНА ГОДА». Конституционный
суд, в очередной, уже третий раз, озвучил
(определение КС РФ от 19 ноября 2015г. №
2618-О) тезис о том, что установленная
ст. 134 ТК РФ обязанность работодателей по
индексации заработной платы в связи с ростом
потребительских цен на товары и услуги
как мера обеспечения повышения уровня
реального содержания заработной платы
распространяется на всех работодателей,
в том числе не относящихся к бюджетной
сфере. Ранее данная правовая позиция уже
высказывалась Судом в определении КС
РФ от 17 июня 2010 г. № 913-О-О и определении
КС РФ от 17 июля 2014 г. № 1707-О. Молодцы
конечно Конституционные судьи, но от их
молодцеватости что-то мало толку простому
работнику. Недавний опрос на портале информационно-правового
портала «Гарант» показал, что 86% работодателей
вообще не проводят индексацию зарплат,
а 5% проводят, но на величину значительно
ниже инфляции. А анализ правоприменительной
практики судов общей юрисдикции показывает,
что суды вполне допускают любую индексацию,
хоть на полпроцента в год и под любой личиной,
хоть путем выплат премий. Виной всему –
отсутствие в Федеральных законах механизма
индексации заработной платы, то есть ни
ТК РФ, ни другие НПА не определяют ни ее
порядок ни ее периодичность.
Вина – виной, но за
свои пустопорожние заседания Конституционные
судьи зарплату получают регулярно, без
задержек и самое важное – регулярно и сладко
индексируемую.
СОБЫТИЕ ТРЕТЬЕ
ИЛИ «ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ГОДА». 13 июля 2015 года, Президент
РФ подписал Федеральный закон «О внесении
изменений в Федеральный закон «О защите
прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля»
(№ 246-ФЗ), согласно которого, в 2016-2018
годах, малые и средние организации не будут
подвергаться плановым проверкам со стороны
контролирующих и проверяющих органов.
В случае же, если малое или среднее предприятие
будет включено в План проверок, то Закон
описывает механизм, как этого избежать.
Данный Закон не касается:
- крупных организаций;
- юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих
виды деятельности в сфере здравоохранения,
сфере образования, в социальной сфере,
в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики,
в сфере энергосбережения и повышения энергетической
эффективности;
- предприятий, которые
в течении прошедших трех лет имели административные
взыскания за совершение грубых нарушений;
- организаций, в отношении
которых принято решение о проведении внеплановой
проверки.
С учетом простоты
захода проверяющих коррупционеров в кабинеты
и цеха по сигналам бдительных патриотов,
этот Закон как никогда кстати.
СОБЫТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
ИЛИ «САБОТАЖ ГОДА». Не смотря на широко
анонсированное, разрекламированное и презентованное
в марте 2015г. начало разработки профессионального
стандарта «Специалист по оформлению
трудовых отношений» и как следствие,
согласно разработанного самими же разработчиками
Плана, представление Проекта профстандарта
в Минтруд России до конца 2015 года, по факту
не сделано почти ничего. Пару раз собрались,
поговорили в «теплой дружеской обстановке»
на этом собственно и всё. Вот что было зафиксировано
в Обосновании разработки –«Принятие профессионального
стандарта «Специалист по оформлению трудовых
отношений» приведет к повышению конкурентоспособности
предприятий и организаций за счет развития
появившейся ниши на рынке труда, что, в
свою очередь, увеличит инвестиционный
капитал страны…». Судя по всему, из-за
нерасторопности Главного разработчика
профстандарта, новая ниша так и не появится
и как следствие, инвестиционный капитал
нашей страны, так и останется на прежнем
уровне.
В 30-40-е годы прошлого
столетия это называлось саботажем и нещадно
каралось. Но времена изменились.
СОБЫТИЕ ПЯТОЕ ИЛИ
«ПОМИДОРЫ ГОДА». 28 ноября 2015г., Президент
РФ подписал Указ № 583. В нем, помимо
запрета на ввоз помидоров и терна, а также
рекомендаций о воздержании нашими «туроператорами
и турагентами от реализации гражданам
РФ туристского продукта, предусматривающего
посещение территории Турецкой Республики»,
есть и прямой запрет на привлечение российскими
работодателями работников из этой страны
с 1 января 2016г. Исключение составят только
те работодатели, кто по состоянию на 31 декабря
текущего года будет состоять в трудовых
отношениях с такими работниками. Кроме
того, будет разрешено заключать трудовые
договоры с работниками из Турции тем компаниям,
которые попадут в специальный перечень,
– утвердить его предстоит правительству.
Специальный перечень сверстан буквально
накануне (естественно с двухнедельным
опозданием), 24 декабря, но видимо он настолько
секретный, что самого перечня в Постановлении
нет. Нет даже номера. Все что пока остается,
это доверять цифре в 53 компании и организации,
расположенные в республиках Башкортостан,
Крым, Татарстан, Краснодарском крае, Владимирской,
Калужской, Московской, Нижегородской, Самарской
и Тюменской областях, Москве, Санкт-Петербурге,
Ямало-Ненецком автономном округе, на руках
у которых есть незавершенные контракты
по строительству крупных объектов.
Но я, почему то уверен,
что:
в Перечень попали
только не имеющие порочной репутации и
неаффилированные с отечественными чиновниками
компании;
в Перечне нет ни одной
организации, представители которых читают
эту статью.
***
В заключение, хотелось бы поздравить всю команду SJ и лично Алексея Захарова с наступающим, Новым 2016 годом, который, я уверен будет лучше предыдущего.
Смысл...? Да никакого, как и вообще в этих событиях, так как жизнь и закон у нас живут в неких параллельных мирах, изредка пересекающихся в неких точках денежного отбора.
Ну а так то да Котэ, с праздником конечно, взаимно! Берегите печень, она очень важна для сбалансированного обмена веществ в организме...
В чём это же она такая бедная ?
Для неё , опусы, которые она излагает на данном форуме , являются на 146% рекламой конторы, которую она возглавляет. Это всего лишь бизнес и ничего общего. (с)
Меня всё-же волновал вопрос применения профстандартов коммерческими организациями
Если позволите, дополню Ваш пост (СОБЫТИЕ ПЕРВОЕ) письмом Минтруда РФ (для тех, кто, как и я, сомневается)
Письмо Минтруда России от 30.12.2015 № 14-0/В-1190
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 декабря 2015 года № 14-0/В-1190
Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел письмо и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Также обращаем внимание, что мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в Вашем обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.
Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее –Федеральный закон) определен порядок применения работодателями профессиональных стандартов, в честности, государственными и муниципальными организациями, а также организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Федеральным законом установлено, что если Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Одновременно статьей 4 указанного Федерального закона установлено право Правительства Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.
В настоящее время Минтрудом России проводится работа по разработке нормативного правового акта, которым будут определены особенности применения профессиональных стандартов.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2016 года.
В соответствии с пунктом 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (в редакции от 23 сентября 2014 г. № 970) (далее – Правила), профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОТСУТСТВУЮТ НОРМЫ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.
Исключение составляют, согласно части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации наименование в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним. Они должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, либо профессиональных стандартах, если Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях (по профессиям, специальностям).
Заместитель директора
Департамента оплаты труда,
трудовых отношений и социального партнерства
А.В. Анохин
а вообще... С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!!! и нехай все эти "события" будут наименее важными в предстоящие праздники ))