«Психология? …сны и сноВидения? …какая цель таких постов? …и кому это надо, морочить только голову», - привожу отдельные мнения комментаторов на superjob.ru. Что же, кому-то действительно скучно. Нет интереса - нет и внимания, нет и изучения, а тем паче - применения.
Но постойте, уважаемые эйчары, управленцы и профессионалы, озабоченные развитием персонала, а как же пресловутый «человеческий фактор», из-за которого самолеты падают, ракеты не летят и даже местами происходят протестные акции с последствиями? У нас (чуть не написал «в нашем болоте») такого не случается и авось не случится?
Более не нагнетая, осмелюсь все же попытаться вызвать интерес к вопросам практической психологии. Понимая, что это может усилить раздражение некоторой части читателей, которые убежденно, до «ни шага назад» знают, что им надо, а чего - не надо.
Именно психология, не взирая на всякие разные мнения, ищет и даже иногда находит средства и способы управления поведением человека для достижения максимальных результатов его деятельности.
Никого сейчас не удивляет, что для эффективного использования любого сотворенного изделия, например автомобиля или ноутбука, необходимо как минимум владеть элементарными знаниями об условиях его применения. Иногда требуется разбираться в принципах работы изделия и в особенностях его эксплуатации. Никто разумный не прикоснется к клавиатуре, не сядет за руль, не прочитав хотя бы инструкции, не получив начальных навыков. Пользуются спросом специальные пособия «для чайников».
А как с людьми? Да так. Как придется. Механизмы мы ценим больше, чем людей, с которыми позволяем себе обращаться абы как. Почему-то говорят «как Бог на душу положит», хотя Богу-то, может, есть что положить, а вот с наличием душ, куда можно положить - большая проблема.
Между тем, ресурсы каждого человека определены и ограничены, а психологические ресурсы - особенно. Поведение человека обусловлено, т.е. подчиняется закономерностям столь же строгим, как и известные естественные законы. Только зная качество этих ресурсов, зная эти закономерности, можно строить результативное и цивилизованное управление поведением других людей, да и своим собственным.
Мы плохо знаем себя и еще меньше - других. Ладно, если бы на это делали поправку, нет, - мы уверены в своей непогрешимости. Даже желая в благих целях извлечь пользу из взаимодействия, усилить радость общения, мы полагаемся более на собственное стереотипное представление о человеке, о той или иной социальной группе.
Мы легко создаем в своем воображении иллюзорный образ небезразличного нам человека и ориентируемся при построении взаимоотношений на эту иллюзию. А потом испытываем глубокое разочарование, когда этот образ разбивается о реальность... Еще легче мы вешаем на любого встречного-поперечного, имевшего несчастье показаться нам на глаза, какой-либо ярлык. А если этот встречный чем-то вам не понравился - он делается причиной и источником почти всех бед.
Когда мы смотрим на изящное дамское авто, приспособленное только для городских улиц, нам не придет в голову мысль о том, что неплохо было бы перевозить на этом шедевре автомобильного дизайна мешки с цементом или кирпичи для постройки дачи. Мы понимаем: для этого есть более подходящие транспортные средства.
Но по нашему глубокому убеждению, с бытовыми и производственными задачами, какими бы они ни были, обязан справляться любой. «Я же смог, и он смог. Почему ты не можешь?» - и далее следует искреннее возмущение, потом наставления, либо пренебрежение. И в таком «правильном» ответе на сей вопрос заключено все нашенское ценностное: высокое качество жизни, успех, общественное признание, даже профилактика социальных кризисов и конфликтов.
Давайте переведем сказанное на технологический язык. Тогда речь пойдет о том, что нынешние функционеры пытаются ставить перед собой и окружающими цели без объективного анализа ресурсной базы, обрекая всех участников процесса на заведомый неуспех или, в лучшем случае, на большие затраты, несоразмерные полученному результату. Не в этом ли причина того, что мы так трудно живем?
И где же прячется выход? Совсем не прячется, а просто вопит из своей очевидности. Следует научиться разбираться в людях. Этого уже требует современность. Это необходимая составляющая культуры.
Тщедушный «дохляк» не справится со штангой весом в четверть тонны, даже если его под дулом обучать технике ее подъема, - это нам, худо-бедно, понятно. Но кроме этого пора уяснить, что человек с подвижной психикой не сможет качественно подготовить бухгалтерский отчет или скурпулезно проверять документы у всех входящих-выходящих. Что обладатель демонстративной, броской внешности не станет долго хранить корпоративную тайну, а постарается всеми правдами и неправдами вынести ее на публичное обсуждение. Что целеустремленность и склонность брать на себя ответственность являются врожденными (хотя, разумеется, и усиливаются воспитанием), и что общественная полезность этих качеств далеко не безусловна. И т. д., и т. п.
Поиском ответа на озвученный вопрос, почему кто-то сможет, а кто-то даже со свечкой не подойдет, и занимается психология. Давно занимается, однако накопленных фактов и найденных закономерностей, по-видимому, пока недостаточно для создания единого универсального знания, охватывающего все аспекты человеческого поведения. Точное, объективное, имеющее практическую ценность знание о регуляторах поведения человека - редкость в сегодняшних потоках весьма неравноценной психологической информации.
Отсутствие единства в теории, тем не менее, не обезоруживает практику. Активно развивается практическая психология - систематизированный опыт применения одной или нескольких методик, позволяющих решать задачи по распознаванию и эффективному использованию человеческих ресурсов. Проблема заключается лишь в реальной ценности, результативности подобных методик. К тому же стоит проблема с расширением сознания за пределы стереотипов. Давно уже требуются интеллектуальные «прорывы», обобщение и корректировка представлений о природе человеческих поступков.
Тому, кто поставил перед собой задачу научиться понимать людей, трудно представить себе знание более важное и полезное, чем знание о природе наших поступков. Почему мы ведем себя так, а не как-либо иначе? Почему из множества вариантов достижения цели или форм реагирования на какие-то воздействия мы выбираем именно те, которые выбираем? Почему люди, воспитанные примерно в равных (а порой совершенно идентичных) социальных условиях, за одной партой, поступают в аналогичных жизненных ситуациях по-разному, подчас - принципиально по-разному?
В ответах на эти «почему» залог нашего объективного отношения к миру людей вообще и к нашим близким в частности. И, самое главное, в этом залог нашего непредвзятого отношения к самим себе. Поскольку ничто так не вредит формированию и полноценной реализации личности, как самообман. Ничто так не вредит успешности производственных планов, бизнес-проектов и прочих великих свершений, как неотрегулированный либо нереализованный «человеческий фактор». Повторюсь, что в некоторых сферах «человеческий фактор» - это зона реальных рисков.