Под коммуникациями подразумевают общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, даже нормами поведения и культурными ценностями. Следует отметить, что слово «обмен» в данном случае - скорее метафора. На самом деле, если мы обмениваемся идеями, словами и т.п., то я не лишаюсь своих слов, а собеседник - своих, мы взаимно обогащаемся идеями и выверяем свои решения. Более правильно (по внутренней форме термина) говорить о том, что мы делимся друг с другом и создаем общее пространство. Наиболее близкие цели - взаимопонимание и взаимоотношения.
В категориях публикаций на hr.superjob.ru есть раздел «Внутренние коммуникации», но это - сравнительно узкая тема. А как же с внешними, наружными коммуникациями? Ноу проблемс? Отнюдь. То, что с ними бывают проблемы, мне выпало недавно ощутить.
Консультировал по одному нестандартному вопросу одну вполне средне-стандартную компанию. Для полной картины, по принципу «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», присутствую на «деловых переговорах». И… как будто попадаю в машину времени, которая вернула меня в «лихие девяностые» на одну из «забитых стрелок». Извиняюсь за обилие жаргона, но эти термины кратко и емко «рисуют» самую суть: понты, одни понты. Понтами оперируют, понтами аргументируют, понтами стращают. Разница с «девяностыми» только в том, что все это происходит в офисе, все - в дресс-кодовой одежке, и на пол не сплевывают. Да и тогда «наезжали» более энергично, особенно когда чувствовали за собой перевес. Подчеркиваю, чувствовали хоть что-то. А теперь - ничего не чувствуют. Кроме своей важности.
Обменялся потом впечатлениями с руководителем компании и с удивлением узнал, что наши «переговорщики»… профессионалы и… он им вполне доверяет.
Наведенные справки о профессиональном пути этих «пррфессоналов» весьма показательны, а послужной список почти стандартен: после «универа» много-много мест с периодом работы по нескольку месяцев в торговых сетях, отделах по взысканию задолженностей и прочих конторах. Дипломы и свидетельства дополнительного образования тоже имеются - от курсов охранников до МБА (но видимая разница при этом несущественная). «Стреляные воробьи», все знают, все умеют, один даже пишет почти без ошибок. А какие выдают результаты - догадаться несложно.
У вас не так? Охотно верю. Но не зарекайтесь и по возможности повышайте бдительность.
С «умением обчаться» мы с вами иногда сталкиваемся и на hr.superjob.ru, уже не говорю об иных масс-ресурсах. Прямо и на показ, и без всяких там комплексов - стремление «выпендриться», показать свою «крутизну» или «мощность интеллекта». Главное - чтобы мое «я» восхищалось мною, и даже необязательно, чтобы мною кто-то еще восхищался. Но в сетях не обязательно уметь говорить и договариваться. Более ценится и широко используется умение устроить на пустом месте «базар» (что называется «срач»). Допускаю, что у многих молодых «пррфессоналов» именно отсюда растет и ширится стремление обозначить и закрепить свой дутый статус, накормить чувство собственной важности. Этот стереотип переносится на иную более сложную деятельность, а каков будет результат - предскажите сами.
Если нет результата - так это те (или эти) козлы виноваты. Уж что-что, а найти козлов отпущения - не проблема. И даже не имеет значения, согласны они быть козлами, или нет.
А под умением договариваться у «креативных» банально понимается умение «купить», подловить на материальном или ином интересе. Либо умение «наезжать», давить авторитетом с аргументом, при этом чаще всего - чужим или надуманным. А у «некреативных» - понимается умение уговаривать с мольбой в голосе, подобострастно поддакивать и угодливо улыбаться, шаркая ножкой. Если это представительницы прекрасного пола - умение использовать слабые места «сильного» пола. Учиться? А чему учиться, если они и так все знают?
А если все-таки приходится учиться, то приходится учиться уже на шишках, синяках и прочих страдательных последствиях. И к тому, кто догадался, что такие последствия наступили не из-за «тех козлов», а по причине собственной дурости, приходит понимание. Понимание того, что для умения договариваться собственное «я» вообще-то не очень нужно, оно мешает и, кроме того, не позволяет своевременно среагировать на «подставы» и «ловушки». Что интерес к противнику, оппоненту - это изначальная энергия отношений, которая всем движет. Что конструктивный диалог получается тогда, когда его участники как минимум выслушивают друг друга и находятся в поиске не того, что их разделяет, а хватаются за то, что сближает их позиции.
Уверен в том, что многие читатели это знают и понимают. Немногие пока только догадываются. И уж совсем мало тех, кто продолжает упиваться только своей правотой. Но по иронии, почему-то это меньшинство пока диктует нам правила и определяет, какой у нас «базар». Действительно базар, а не общение. И термин "коммуникации" порой звучит как-то лицемерно и фальшиво.
"С «умением обчаться» мы с вами иногда сталкиваемся и на hr.superjob.ru, уже не говорю об иных масс-ресурсах. Прямо и на показ, и без всяких там комплексов - стремление «выпендриться», показать свою «крутизну» или «мощность интеллекта». Главное - чтобы мое «я» восхищалось мною, и даже необязательно, чтобы мною кто-то еще восхищался."
Я так понимаю, это в мой огород камень?