15 мая 2015, 14:29

Аналитика в HR: возможности новых технологий

Во время кризиса буквально каждый HR оказывается в ситуации, когда человеческий ресурс компании сокращен и крайне ограничен. Решение же задач, стоящих перед компанией, не только не упрощается, а, напротив, требует максимального напряжения сил. Как обеспечить эффективную работу персонала в сложившихся условиях? Является ли сжатие рынка труда и отсутствие радужных перспектив за пределами компании достаточными мотивирующими и дисциплинирующими факторами для оставшихся сотрудников? Существуют ли вообще технологии, позволяющие компаниям в подобной ситуации не просто выжить, но и оказаться в полной боевой готовности к выходу из кризиса?


Высочайшая производительность труда в развитых странах, как известно, результат отнюдь не большого количества «потных спин», а, напротив, сокращения процента непроизводительного труда и внедрения современных технологий. HR-функция в этом смысле не исключение - результаты исследования BCG* и Всемирной федерации ассоциаций управления персоналом доказывают, что финансовые достижения компаний напрямую зависят от способности эффективно управлять персоналом**. В основе же любых высокопроизводительных технологий лежат, прежде всего, аналитические модели. При этом по меньшей мере 80% российских компаний вообще не занимаются аналитикой в HR-сфере.

Сегодня область ответственности департаментов управления персоналом, особенно в крупных компаниях, не ограничена лишь вопросами поиска и подбора сотрудников. Сюда могут входить и задачи повышения производительности труда, и оптимизация структуры, и развитие HR-бренда, и другие, не менее сложные и ответственные задачи. Однако принимать решения и улучшать бизнес-показатели в отсутствие аналитических показателей сложно, а порой и просто невозможно. Так, по данным исследования Accenture и General Electric, 84 % опрошенных руководителей в сфере производства и здравоохранения считают, что аналитика Big Data сможет изменить конкурентную среду в их областях в течение одного года, 89% ответили, что компании, не принимающие стратегию аналитики данных, могут потерять долю на рынке.

Например, в Xerox после анализа огромного массива данных с причинами увольнения и характеристиками работников удалось уменьшить текучку кадров в call-центрах на 20% и снизить риски инвестиций в сотрудников, которые не собираются задерживаться в компании. Причина текучки, как будто бы, лежала на поверхности – в результате обработки данных выяснилось, что дольше всего в компании работают те сотрудники, которые живут рядом с офисом. Но для подразделения с численностью больше 48 000 сотрудников и огромным числом вводных данных это не было очевидным изначально. В результате проведенная работа дала существенную экономию затрат на обучение и оптимизацию усилий по найму.

Потенциал аналитики для HR-подразделений понятен: с данными о производительности работников, их мотивации и пониманием потребностей бизнеса HR-руководители могут принимать более обоснованные решения об увольнении, удержании и найме персонала. Возможность получения и анализа больших данных позволит многим предприятиям не только увеличить доходы за счет лучшего понимания процессов внутри компании, но и сократить затраты за счет оптимизации бизнес-процессов. Так, в одном из розничных банков аналитические отчеты продемонстрировали прямую зависимость количества краж от величины территории, подконтрольной региональному менеджеру. После корректировки обязанностей региональных менеджеров банк свел к минимуму воровство в проблемных областях.

Для многих зарубежных компаний HR-проекты, основанные на технологиях Big Data, уже давно переросли категорию единичных кейсов и стали ежедневной практикой, в то время как большинству российских компаний преимущества аналитики известны лишь в теории. А ведь HR может помочь компании получить реальную отдачу от целенаправленных инвестиций в персонал. Так, для производственных предприятий влияние аналитики Big Data на рентабельность составляет 10-12% от объема продаж, а в сфере услуг эта цифра может достигать 80%.

Однако будет ошибкой утверждать, что технологии, основанные на Big Data, могут в одночасье решить проблемы российского HR-менеджмента. По данным Forbes, только 18% компаний в мире правильно используют аналитические данные, остальные 82% лишь пытаются выяснить, как же ими управлять и как их интерпретировать. Можно иметь возможность собирать и анализировать любые данные наилучшим в мире образом, но если цели этого исследования не вполне определены или определены неверно, то весь анализ будет проделан впустую. Еще одно препятствие - это качество данных. HR-специалисты должны быть уверены в точности базовой информации. Иначе попытка сделать прогнозный анализ на основе неполных или неточных данных может привести к результату хуже, чем даже при полном отсутствии аналитики.

На мой взгляд, преимущество технологий, основанных на Big Data, состоит в разумном сочетании объективного контроля за деятельностью сотрудников и постоянного поиска оптимальной мотивации для них на основе полученных данных.

Обезличенные (автоматизированные) системы контроля (контроля доступа, присутствия на рабочем месте, составления графиков работы, отпусков, обучения, оценка продуктивного и непродуктивного рабочего времени и т.п.) в сочетании с такими комплексными интеллектуальными системами, как, скажем, управление талантами, существенно снижают риск ошибки и влияние человеческого фактора при принятии управленческих решений в HR. С одной стороны, подобные системы могут способствовать укреплению трудовой дисциплины и соблюдению стандартов работы, а, с другой стороны, с помощью полученных данных можно оптимизировать и схемы мотивации, которые нередко формируются в компаниях интуитивно, на основе традиций конкретной компании или «как у других». Мотивационные и дисциплинарные системы, сформированные на основе квалифицированно собранных данных и при качественной аналитике способны кардинально изменить эффективность работы персонала в крупных компаниях.

Большие данные требуют мощных инструментов для того, чтобы разбить их на смысловые понятные части и получить качественную информацию, но усилия того стоят. HR-специалисты понимают, что освоение Big Data может принести пользу их деятельности, помогая найти лучшие таланты, сохранить сотрудников и экономить деньги. В качестве примера приведу реальную ситуацию: компания, занимающаяся поставкой и установкой сложного оборудования, тратила на зарплату 200 менеджеров более 800 миллионов рублей в год, но их эффективность не оправдывала затраты. После проведения анализа работы руководителей проектов, их опыта и компетенций, стало ясно, что нацеленность на результат для менеджера является более значимым критерием, чем технические навыки и опыт работы в данной сфере. После замены процессных сотрудников на результативных и их обучения предметным областям доход компании увеличился.

Многие компании уже доказали, что HR-аналитика помогла им снизить затраты и дала возможности для быстрого и качественного принятия решений. Понятно, что эпоха больших данных открывает для бизнеса новые перспективы – и потому не стоит ждать слишком долго, чтобы начать их использовать.

Данные всегда были ключевым активом для бизнеса, но в течение последних лет их статус изменился с «важно» до «необходимо». Данные, и что более важно, анализ данных стали истинным конкурентным преимуществом для компаний различных отраслей промышленности и бизнеса, а не только фэйсбуков, амазонов и гуглов мира.

* The Boston Consulting Group

** Для отчета 2014 года были проанализированы фондовые показатели за 10 лет публичных компаний, вошедших в рейтинг «Лучшие работодатели» Forbes, и сопоставлены с показателями индекса Standart & Poor’s 500


0 0
2 446
22 комментария
17 мая 2015, 13:32
New
Эффективность работы подобранных сотрудников зависит не только от кадров. Но и от того, где и с кем работают подобранные сотрудники. Непосредственный руководитель, коллектив и.т.п.
Это нельзя вешать только на кадры и нельзя делать в лоб. Необходимо постепенно балансировать три задачи, одна из которых работа подборщиков, вторая - анализ текучки в подразделениях, а третья - анализ эффективности подразделений и отдельных сотрудников. Это я уже не говорю о сбалансированной системе КПЭ, которую на раз не перестроишь. Ситуация с КПЭ обычно как с реабилитацией человека после длительной голодовки. Даже если ты понимаешь, что его надо накормить и знаешь, какое питание является здоровым, вначале его надо держать на кашках и супчиках, и очень деликатно переходить к нормальной пище. Сразу и в дамки - не получится. Пациент загнется, это многие не понимают.
1 0
17 мая 2015, 13:56
New
Все как то академично и туманно... Примерно как в армии, вроде штаб есть, но он сам по себе, подразделения есть, но они тоже сами по себе...
0 0
17 мая 2015, 15:47
New
Пока войны нет, оно примерно как- то так и есть в России. В частях постоянной боевой готовности, по идее, ситуация должна быть иная. Если все как должно, а не как оно обычно бывает в нашей стране, когда наступающие части во время конфликта в Южной Осетии посчитали приказ о прекращении военных действий провокацией грузин и послали "штаб" по известному адресу (со связью там были проблемы, чем грузины в ходе конфликта пользовались, да еще и командующего ранили в самом начале конфликта, из-за того, что он использовал незащищенную линию связи и противник этим воспользовался). В итоге наступающие войска удалось остановить только на подходе к Тбилиси. Занятно получилось. Примерно как если Вы дразните владельца боевого пса, потом кидаете камень в этого человека, попадаете ему в голову, и он выпускает поводок из рук. Человек катается по земле и воет от боли, Вы смеетесь, а потом понимаете, что пес несется на Вас с самыми недобрыми намерениями, и команду отозвать собаку некому дать.
Мягко говоря, там паника началась. Русская импровизация вообще страшная вещь, это еще Черчилль отмечал.

Возвращаясь к теме: то, что я рассказываю, на практике занимает годы. И большая часть времени требуется не на технику, а на то, чтобы люди ПОНЯЛИ.
1 0