15 янв 2014, 11:21

Терпение и труд все перетрут

На тему отчасти вдохновил вопрос о том, признают ли в России американские дипломы. И замечание о том, что ничему такому, за что в России бы платили большие деньги, ТАМ не научат. Я долго думал, как показать отличие американских университетов от российских. Как НАГЛЯДНО показать, что на практике означает, что у крупного американского университета бюджет сопоставим со всеми расходами России на высшее образование.

Сначала я хотел рассказать о том, как ТАМ занимаются наукой. Или как там зарождается и развивается высокотехнологичный бизнес, а студенты собирают роботов, вид и возможности которых заставляют задуматься о бунте Скайнет. Но подумал, что темы специфичные и это будет не слишком наглядно. Поэтому решил дать ссылку на ролик о культурной самодеятельности в самом обычном американском университете. В Огайо.

Когда будете смотреть, обратите внимание на скорость, с которой двигаются исполнители. Из-за большого расстояния это не сильно заметно. А еще обратите внимание на то, что исполнители не только танцуют (? перестраиваются? маршируют?), но и играют на музыкальных инструментах. В т.ч. передвигаясь (бегом!) синхронно (!) задом наперед (!). И это не профессионалы. Не олимпийская сборная на универсиаде. Это самая обычная самодеятельность для души. Впрочем, отбор там очень строгий. Благо желающих - хоть отбавляй. Вероятно потому, что девушки этих парней любят :)

Не стоит недооценивать вероятных друзей. Почти все, что там делается, делается ОЧЕНЬ серьезно. Учат ли там физики историю искусств, или занимаются ли медики или инженеры такой вот самодеятельностью. Или студенты собирают боевых роботов. Все делается ОЧЕНЬ по-взрослому.

9 1
2 424
35 комментариев
15 янв 2014, 12:20
New
Я могу сказать про себя. Ни одно эссе ни тезис ты не сдашь без проверки на антиплагиат. Встроено прям в систему где ты постишь письменные работы.
От вопросов- опросов ушли. Теперь контроль знаний - это письменная работа.
Зубрить теории не заставляют. Заставляют думать. Нужно дать анализ после изучения теорий.
Теории дают все. И "модные" и устаревшие. Обязательно дается критика. Старательно уходят от предвзятости. Предвзятости мнения преподавателя, какой-то школы.
Сочковать можно, но как минимум на шикарных навыках перефразирования. Если умеешь обобщить, консолидировать и перефразировать, то можешь легко доучиться с нормальными оценками. Но считается, что такие специалисты тоже нужны, как хорошие коммуникаторы, мета исследователи, редакторы научных журналов и преподаватели.
15 янв 2014, 17:01
New
А за чем в РОССИИ высшие образование?
Автор поста
15 янв 2014, 22:08
New
Это риторический вопрос? :)
В современной России диплом ВУЗа заменяет (школьный) аттестат зрелости, показывающий готовность его обладателя к трудовой деятельности. Отсюда и большая часть проблем, когда от продавца в магазине или от секретарши, от бухгалтера на участке или линейного сисадмина требуют эту самую бумажку, при том, что в первом случае (продавец) достаточно полного среднего образования, во-втором (секретарша) можно обойтись 3 месячными курсами, в двух последних - дипломами колледжа (техникума).

В России вообще сложилась идиотская ситуация: сначала мы выводим МИЛЛИОНЫ молодых людей в возрасте 19-23 лет с рынка труда (и в СССР, и в США молодежь эта молодежь активно работает, т.к. высокая квалификация и глубокие знания требуются не везде), а затем рыдаем, что у нас не хватает работников и надо завозить миллионы мигрантов или что надо срочно повышать пенсионный возраст.
Что дает современный российский ВУЗ? Набор штампов с лекций по экологии (семинаров нет, формул в учебниках нет или почти нет), знание о принципиальном устройстве маски Зелинского с ТЕОРЕТИЧЕСКИХ курсов по ОБЖ (оказывать первую медицинскую помощь, пользоваться счетчиком Гейгера или таки быстро надевать противогаз там не учат), отвлеченные знания по праву (в России есть конституция, вау), набор сведений из курса философии, которые годятся только для разгадывания кроссвордов (этот предмет правильнее было бы называть курсом по истории философии, т.к. собственно с философскими текстами студенты не работают), курс по информатике, на котором студенты почти не программируют (зато бодро учатся переводить числа из 2 в 16 систему исчисления) - я не видел ни одного человека, который пришел бы в институт не умея программировать, а после этого курса научился.

Первый шаг, который нужно сделать, чтобы эту проблему решить - отменить требование об обязательном наличии у работников по ряду специальностей вышки. Для тех же программистов, например. И увеличить призывной возраст с 18 до 20 или 22 лет. Это, к слову, и с дедовщиной частично проблему решит: прогнуть взрослого человека 23 или 25 лет, куда как сложнее, чем 18 летнего пацана, который всю сознательную жизнь с родителями прожил.
Второй шаг, который необходимо реализовать - снижение жесткости формальных требований к ВУЗовским преподавателям. Хотя бы в отношении профдисциплин и ИТ. Возможно, человек, который не изучал педагогику, преподает хуже, чем тот, кто изучал, но, боюсь, зачет по педагогике не способен заменить отсутствие у преподавателя реальных знаний или опыта в индустрии.
Третий шаг - изменение режима налогообложения для предприятий, которые серьезно вкладываются в основные фонды и переподготовку/повышение квалификации персонала и упрощение растаможки импортного ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО оборудования. Закупка новых станков и приборов, ИМХО, вообще налогами облагаться не должна, а их растаможка должна выполняться в сжатые сроки в соответствии с отдельными регламентами, за нарушение которых хвост надо рубить по самую шею.

И.т.д.
Иван Осипович, Вы призываете 18 летнюю молодежь ехать учиться заграницу или идти работать, попутно получая диплом коллежда?

Для тех, кто не имеет возможности провести 4 года в Кембридже, и мечтает о специальности, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО предполагающей в/о (например, юрист) какие пути еще есть, оставаясь в России?
кроме конечно же непрерывного и активного самообразования...
Автор поста
16 янв 2014, 21:30
New
Заграницу, ИМХО, проще и дешевле ехать не в 18, а в 21-22 года после окончания в РФ бакалавриата. По крайней мере, это касается технических специальностей.
Если говорить о конкретно юристах, то нужно трезво оценивать свои силы.
Если есть ресурсы, чтобы поступить и мотивация, чтобы учиться на юрфаке МГУ, МГЮА (Московская государственная юридическая академия), РУДН, МГИМО, ВШЭ, ВГНА (Всероссийская государственная налоговая академия), РГГУ, ИМТП (Институт международной торговли и права), то это одно. Если нет - это совершенно другой расклад и здесь лучше начать с хорошего колледжа, чем с Вселенской академии Рога-и-Копыта им. Остапа Бендера.
От себя замечу, что 90+% выпускников юрфаков работают по специальности только после окончания ВУЗов ТОП-3. Уже в середине списка ТОП-10 юридических ВУЗов этот показатель снижается до ~70% (то есть оставшиеся 25-30% выпускников работают кто кем), а средний доход выпускников снижается процентов на 20.
"проще и дешевле ехать не в 18, а в 21-22 года после окончания в РФ бакалавриата".
Почему?
17 янв 2014, 11:26
New
Возможно потому, что магистерские программы обучения короче (2 года, а не 4) и соответственно дешевле. Плюс в магистратуре более ярко выражена специализация, то есть человек после бакалавриата должен по идее четко представлять, что именно ему интересно, какая именно область науки или практики).
16 янв 2014, 13:28
New
А есть ли надежда на улучшение, Иван Осипович? Каковы тенденции? Посетили ли Ваши светлые мысли про конкретные шаги еще хоть какую-нибудь ответственную голову?
Мой отдельно взятый личный опыт свидетельствует ровно об обратном по сравнению с тем, что льется с голубого экрана, освещающего реформы образования. За высшую школу не скажу-не буду врать, но от происходящего в средней волосы встают и не падают.
Автор поста
16 янв 2014, 21:07
New
Я не один такой умный. И даже не самый умный.
Немалая часть вышеизложенного - пересказ своими словами идей, мыслей и предложений профессионалов, которые посвятили немалую часть своей жизни науке, образованию или производству.

Но когда они пытаются донести ЭТО до ЛПР, получается примерно вот так:
expert.ru/2014/01/15/ushli-v-nauku/

...по версии источника в фонде газеты «Ведомости», отставка главы ЦСР связана с его критикой пенсионной реформы, вызвавшей недовольство представителей ....правительства....

Просто для справки: именно Дмитриев предсказал массовые протесты в Москве примерно за год до Болотной. В последних докладах Президенту, которые я читал, Дмитриев предупреждал о, по-сути, раннем преддверии революционной ситуации в стране, когда на баррикады люди идти ЕЩЕ не хотят и едва ли захотят в ближайшее время, но уже положительно в большинстве своем относятся к антиправительственным силам: более половины россиян на полном серьезе считают, что революция является единственным выходом для страны и готовы обосновать это рационально.
Песков назвал доклад ЦСР слишком апокалиптичным, после чего Дмитриева ушли.
Мне в этой ситуации вспоминаются только репрессии (за попытки подрыва советско-германской дружбы) в начале 41 года против людей, которые предупреждали о готовящемся нападении Германии на СССР или пытались хоть как-то к этому подготовиться. Самым умным оказался среди этих людей адмирал Кузнецов, который под личную ответственность выдал директиву, согласно которой ночью 22 июня 1941 года флот был приведен в Оперативную готовность №1. Немцы потом в Одессе, Севастополе и Ленинграде кровью умылись (ключевую часть обороны городов-героев составляла именно тяжелая корабельная артиллерия, т.к. уничтожить флот в первые дни войны немцам не удалось).
16 янв 2014, 22:28
New
волосы встают и не падают....

....исключительно великолепное замечание.
16 янв 2014, 19:03
New
"отменить требование об обязательном наличии у работников по ряду специальностей вышки."
Вышка - это "(школьный) аттестат зрелости, показывающий готовность его обладателя к трудовой деятельности." Работодатели, когда есть выбор, стремятся брать на работу только людей с "школьным аттестатом зрелости", и поэтому это требование любой работодатель при желании может отменить в частном порядке.
Автор поста
16 янв 2014, 20:38
New
В 2006 г. доля госсектора в экономике составляла 38%, к 2008 г. превысила 40% (расчёты Института Гайдара по базе "Эксперт-400").
К 2012 году (по данным Минэкономразвития) госсектор разросся до 50% ВВП (при среднемировом показателе 30%). Рост объясняется поддержкой экономики со стороны государства в период кризиса 2008-2009 года.

Я это к тому, что у нас существенная часть людей работает в госкомпаниях, госкорпорациях или их дочках. Или в компаниях-подрядчиках, которые формально являются частными, но для участия в тендерах госконтор реально вынуждены играть по тем же правилам.

Да, у нас есть МСБ...Большая часть которого приходится на торговлю.
Да, есть сектор неформальной занятости, на который приходится едва ли не треть занятых (оценки отличаются в разы, треть - это оценка сверху, оценка снизу - порядка 7%, а как там на самом деле - не знает никто).

Но локомотивом (высоко)технологической экономики ТАКАЯ занятость стать не сможет. А все остальное у нас зарегулировано по самое нехочу.
17 янв 2014, 23:08
New
Сусанин Иван Осипович,очень хорошо излагаете и со всеми вашими комментариями согласен.

Я кинул на форум вопрос без комментариев :А за чем в РОССИИ высшие образование?
Сделал это намерено а именно:
Мой сын окончил один факультетов МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2013 г. Диплом защищен на Пять
Закончил школу с физико математическим уклоном большая часть оценок в аттестате: пять
Владеет английским.
Участвовал во всех олимпиадах по математики и физики,где кто бы не проводил,когда в институте.
Уже с 2 курса их ведут иностранные "Охотниками за головами".
Из всей группы около 50% работают в иностранных компаниях за рубежом. А остальные прозябают в НИИ не чего не делая на 17 т.руб.
Значит за рубежом они нужны,а РОССИИ нет
17 июл 2014, 05:19
New
Вероятно, затем, чтобы ЗАчем, НИчего и т.д. писать правильно:))
17 июл 2014, 08:19
New
Пук.М-да
17 июл 2014, 09:09
New
Этого следовало ожидать.
17 июл 2014, 12:11
New
Фу-фу.С облегчением Вас.
18 июл 2014, 03:49
New
Ваш выхлоп защитан.
12 фев 2014, 14:03
New
1. Какой ВУЗ? По обучению "кое-какеров"? Их действительно много, разнообразных и никому не нужных.
2. Тому же программисту (и чушь, что ему не нужно ВО, если только тем, что 1С обслуживают) лекции по экологии, философии, праву и ОБЖ и нужны в рамках "обзорной экскурсии". Потому как задачи у него другие.
3. Кино красивое. Но объясните бога ради как умение синхронно двигаться под музыку влияет на количество и качество получаемых студентом знаний или развитие у него профессиональных навыков?
4. В США и других странах молодёжь точно так же служит а армии, причём в большинстве стран - по призыву и именно в возрасте 18-26 лет. И у них точно так же - проблемы с молодёжной безработицей.
5."Прогнуть взрослого человека 23 или 25 лет, куда как сложнее, чем 18 летнего пацана, который всю сознательную жизнь с родителями прожил" -забавно. Вот только по статитстике в современносм мире "молодёжь" живёт с родителями до 35-40 лет. Может отсрочим призыв в армию лет до 50?
6. Своё производство нужно развивать, а не закупать бесконечный импорт. У нас же покупают за рубежом зачастую не потому, что там лучше, а потому что бабла намыть можно. С российского поставщика - много не поимеешь.
7. А налогообложение действительно нужно менять - предприятиям, которые на своей производственной базе проводят обучение по рабочим и техническим специальностям - снижать ставку налогообложения, кредиты давать безпроцентные на развитие производства - тогда толк будет.
15 янв 2014, 22:55
New
Для достижения катарсиса по Фрейду.

Какие есть типы чтения:
Полезное - я читаю книжку "Как печь пирожки", для того что бы печь пирожки.
Рекреационное - я читаю книжку "Одиночество простых чисел", для того чтобы понять то что эмоциональная жизнь других тоже нестабильна. (для отдыха)
Чтение для постижения новых духовных пространств - это чтение развития человека.

Зачем Григорию Перельману высшее образование?
Для устройства на работу?
Для души?
Просто так принято было?
Или я что-то не знаю и он учился в каком-то тайном неизвестном ВУЗе?

Зачем лично Вам как человеку высшее образование?
И причем здесь Россия?

А зачем в Новой Зеландии высшее образование?
17 янв 2014, 23:28
New
Очень хорошо излагаете и со всеми вашими комментариями согласен.

напоминаю вопрос:А за чем в РОССИИ высшие образование?
"А зачем в Новой Зеландии высшее образование?"- Там есть перспектива и мотивация.
"Зачем Григорию Перельману высшее образование?" - А на фига РОССИИ Григорий Перельман и он ей. Ученый -отшельник.Хотя при СССР такими людьми не разбрасывались и они работали на благо Родины
"Для устройства на работу? "- Вы о чем стоило заканчивать ВУЗ,чтоб работать менеджером. Вот я заканчивал МАИ,что работать инженером и я до бардака"ПЕРЕСТРОЙКИ" работал ИТР и мне представьте очень нравилось и зарабатывал очень даже и интересно было. А сейчас ИТР в авиации и космосе получает 17 т.р. и не реальной преспиктивы


Я кинул на форум вопрос без комментариев :А за чем в РОССИИ высшие образование?
Сделал это намерено :
Мой сын окончил один факультетов МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2013 г. Диплом защищен на Пять
Закончил школу с физико математическим уклоном большая часть оценок в аттестате: пять
Владеет английским.
Участвовал во всех олимпиадах по математики и физики,где кто бы не проводил,когда в институте.
Уже с 2 курса их ведут иностранные "Охотниками за головами".
Из всей группы около 50% работают в иностранных компаниях за рубежом. А остальные прозябают в НИИ не чего не делая на 17 т.руб.
Значит за рубежом они нужны,а РОССИИ нет
15 янв 2014, 21:49
New
Спасибо, Иван Осипович.
15 янв 2014, 22:00
New
А теперь давайте представим,... допустим хоккейную команду Дальневосточного федерального университета и ее команду поддержки.
И пусть у них будет подобный видеоролик.
И я прям слышу с каким смаком и негодованием телеканал "Дождь" обсуждает перерасход бюджетных средств, зарплаты тренеров, стоимость юбок команды поддержки, весь злополучный саммит и мост ведущий к этому университету.
Автор поста
15 янв 2014, 22:25
New
17 янв 2014, 18:11
New
Это если бюджетные средства.
А как с этим в Америке, кто знает? Стоимость образования там не слабая. Их студенты борятся за стипендии, стараются примкнуть или к спортивной команде или еще чего, чтобы было больше шансов на поступление. Но при этом они же не "бюджетники"?
Еще интересно куда идут деньги, которые платят наши студенты? Стоимость образования растет, а его уровень.....
18 янв 2014, 21:37
New
"Еще интересно куда идут деньги, которые платят наши студенты?"
  - В доход владельца/(наёмного управляющего) ВУЗа.
Меньшая часть - и на поддержание работы организации (основные средства, з/пл сотрудников и т.п.).
Разве это - не очевидно?

"Стоимость образования растет, а его уровень...."
Падение уровня (образования), в среднем (т.е. не в частном случае) - это итог того, что слишком экономят на том, что будет полезно студентам.
Автор поста
18 янв 2014, 23:18
New
К сожалению, не только из-за этого.
1. ВУЗы (за исключением грандов типа МГУ и федеральных университетов) де-факто не могут самостоятельно разрабатывать программы обучения и корректировать их в нужную сторону.
2. ВУЗы не могут, даже при желании, активно привлекать к преподаванию профессионалов из индустрии, т.к. у этих людей нет степени, званий и.т.д. А ВУЗ вынужден поддерживать на определенном уровне количество остепененных преподавателей и.т.д. В итоге у нас в стране сформировалось уже целое поколение преподавателей, чья карьера укладывается в 3 слова: ВУЗ - аспирантура - кафедра. Большая часть ВУЗовских преподавателей и от практики, и от науки оторвана напрочь.
3. ВУЗы (за исключением дюжины ведущих вузов страны) не могут устанавливать доп.экзамены и вынуждены набирать по результатам ЕГЭ. В т.ч. "джигитов - стобалльников" (и не только джигитов, вообще говоря), "внезапных" инвалидов- льготников. Немалая часть студентов банально не тянет даже слабые программы.
4. Плюс проблемы с усвоением материала у студентов из-за разрыва программ "школа - ВУЗ". А корректировать это нереально в силу п.1.
5. Т.к. диплом ВУЗа превратился в аттестат зрелости, а молодые люди не горят желанием служить в армии, у руководства ВУЗов в принципе нет желания особо париться - клиенты и так ломятся. Благо стоимость обучения в ВУЗе третьей руки дешевле, чем взятка врачам.
6. Писать книги (профессиональную литературу) невыгодно. Причин у этого явления много, просто примите как факт. А зп у преподавателей ведущих ВУЗов - в разы меньше, чем в доходы в индустрии. И тенуры (или ее аналогов) в России и близко нет, а о существовании оплачиваемых академических отпусков и говорить смешно. В итоге в ВУЗы профессионалы идут либо ЧСВ потешить, либо от рутины развеяться. Либо молспецов к себе привлечь. Но это имеет место быть только в ведущих ВУЗах, да и то не сильно массовое явление.
7. Советские ресурсы (от грамотных и непритязательных профессоров до библиотек и.т.д.) почти исчерпаны. А в развитие вкладываются копейки. Плюс ВУЗы у нас расположены часто в центре крупных городов и из-за этого с трудом конкурируют по зарплатам с госкорпорациями или финансовым сектором и тратят приличные деньги на содержание недвижимости.
Просто для примера: в подготовку одного физика в MIT за 6 лет в среднем вкладывается порядка миллиона долларов. На человека. Большая часть этих денег идет, правда, на развитие и содержание инструментального и приборного парка, но суммы все-равно приличные. Собственно оплата студентом обучения покрывает относительно небольшую часть расходов университета.
Но у нас олигархи жертвуют миллионы не университетам, а футбольным командам и церкви (причем не всегда добровольно), а высокотехнологичный сектор промышленности имеет слишком куцые размеры, чтобы исследования для российской промышленности могли содержать крупные конторы. Да и нет в российских ВУЗах особой науки - она испокон века в России в Академии Наук была сосредоточена и.т.д. и.т.п.

Там много еще чего есть...Что-то, конечною на уровне руководства ВУЗа решить можно, но в целом среда в стране не слишком благоприятная для подобных вещей.

И даже если что-то сделать удается, нет никакой гарантии, что не придут дяди с корочками и не сломают все к чОртовой матери. Достаточно вспомнить единственный российский частный ВУЗ мирового уровня - РЭШ.
Спасаясь от политически мотивированного уголовного преследования, человек, "поднявший" этот ВУЗ, уехал из страны.
21 янв 2014, 22:49
New
"укладывается в 3 слова: ВУЗ - аспирантура - кафедра. Большая часть ВУЗовских преподавателей и от практики, и от науки оторвана напрочь."

....истинно.
наблюдал этот процесс на своей кафедре.преподающий молодняк -промышленности не нюхал.
16 янв 2014, 12:40
New
мне очень понравилось.
рад что США какую-то часть общества доводит до высоких стандартов.

очень воодушевляюще выглядит видеоролик.
16 янв 2014, 12:51
New
По моему, тема не раскрыта.
Подождите еще денек, раскроем в комментариях))).
За первые два-три дня исчерпаем вопрос разницы в образовании, потом переключимся на разницу в образе жизни и политику, а потом как обычно (уже стало модно!) перескочим на эмиграцию.
Это как ответ на комментарий
"ast.
По моему, тема не раскрыта."
18 янв 2014, 21:21
New
    Можно дать и ссылку,
    чтобы желаемый адресат - смог увидеть то сообщение, что ему предназначалось.       :♦)

        Пример:
hr.superjob.ru/proforient…ment_14670
23 янв 2014, 09:41
New
а по-моему, тема раскрыта и давно уже. совершенно очевидно, что система образования России себя давно изжила. Впрочем, система -это понятие сложное, совокупность множества элементов, факторов, влияния среды и т.д.....

все укладывается в следующие понятия: порочная государственная власть -- коррупция --- казнокрадство.
Отменить Войти и отправить