В последнее время многие российские предприятия все чаще и чаще прибегают к, казалось бы, забытым формам работы с персоналом и молодыми специалистами. Наставничество, производственная практика, курирование дипломных проектов, конкурсы профессионального мастерства и тд. К вновь возрождаемым направлениям работы с персоналом сегодня добавились и студенческие строительные отряды (ССО). В этой статье хотелось бы рассказать о том, как работа со стройотрядами помогает энергетическим компаниям формировать кадровый резерв, и почему эта работа сегодня необходима.
В Советском Союзе кадровой работе уделялось много внимания. Забота о смене поколений была краеугольным камнем всей отечественной системы образования и производства, а одним из главных тезисов был «Кадры решают всё». Такой подход позволял заблаговременно замещать уходящих на пенсии сотрудников и одновременно передавать знания и повышать квалификацию молодого персонала. По своей сути, система выглядела следующим образом: специалист получил образование, прошел производственную практику, пришел на предприятие, повысил квалификацию, сам стал наставником.
К сожалению, с начала 90-х годов эта схема практически перестала работать: предприятия простаивали, заказов не было, молодежь предпочитала становиться юристами и экономистами. В итоге, преемственность, о которой заботились в СССР, оборвалась, и образовалась огромная пропасть. Многие отрасли от металлургии и машиностроения до химической промышленности и энергетики стали испытывать дефицит квалифицированных кадров. Особенно остро это стало ощущаться с середины 2000-х годов: многие отрасли промышленности начали восстанавливаться, появились новые заказы, объемы производства стали расти, однако, квалифицированных сотрудников становилось все меньше. Те, кто работал при Советском Союзе, уже ушел на пенсию; новые специалисты просто-напросто не имели необходимого опыта работы либо не желали идти на производство.
Чтобы решить проблему предприятия стали внедрять программы по работе с персоналом, возрождая институт наставничества, формируя кадровые резервы. Однако прежде всего необходимо было работать со школьниками, учащимися профтехучилищ и студентами, то есть с теми, кто еще только определял, в какой сфере желает работать. Так стали появляться различные программы с ВУЗами, средне-специальными учебными заведениями, студентов стали приглашать на производственные практики, курировать дипломные проекты взялись специалисты предприятий. В последнее время многие компании возрождают и студенческие стройотряды. Особенно активно такая работа идет в энергокомпаниях страны. Широкая филиальная сеть, стабильность работы отрасли, высокая заработная плата – все это позволяет заинтересовать будущих специалистов и в дальнейшем привлечь их на работу.
Как отмечают в компании «МРСК Центра» (входящей в холдинг «Россети»), возобновление работы стройотрядов в энергетике – это отличная возможность для учащихся погрузиться в профессию, узнать изнутри ее специфику, пообщаться с опытными сотрудниками предприятия. «Будущее энергетики страны во многом зависит именно от молодых специалистов, поэтому мы уделяем особое внимание работе с молодежью, в частности студентам. Это энергетики завтрашнего дня, которым мы готовы передать весь накопленный опыт, все секреты мастерства», -говорит Наталья Булан, начальник департамента по управлению персоналом «МРСК Центра».
В компаниизнают, о чем говорят: уже не первый год «МРСК Центра» сотрудничает по целому ряду направлений с такими ВУЗами и СУЗамикак БГТУ им. В.Г. Шухова, ИГЭУ им. В.И. Ленина, Костромской Государственный технологический университет, Юго-Западный государственный университет, КТЖД – филиал МИИТ, КЭМТ, Валуйский индустриальный, Воронежский энергетический и Калачеевский аграрный техникумы и многими другими.В нынешнем году, развивая данное взаимодействие, более 200 студентов ВУЗов в составе строительных отрядов отправились наэнергообъекты Центрального федерального округа, где они проведут более полутора месяцев. Перед началом работ участниками был пройден специальный курс по охране труда, а по итогам практики после сдачи финального экзамена участникам отрядовбудет присвоена соответствующая группа по электробезопасности. За каждым студентом закреплен наставник, который следит за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, норм охраны труда, а также осуществляет методическое и практическое руководство стройотрядами.
Участникистудотрядовбудут выполнять работы, связанные с непосредственной деятельностью специалистов-энергетиков: это и плановый обход линий электропередач, и участие в ремонтной кампании, и снятие показаний приборов учета и т.д. Отдельно следует заметить: студенческие строительные отряды – это не практика в классическом понимании, это скорее начальный этап работ, который позволяет студентам погрузиться в специфику профессии. А чтобы это знакомство было более продуктивным, с каждым участником заключен срочный трудовой договор. Это означает, что труд молодых специалистов будет оплачен в соответствии с законодательством нашей страны.
Наряду с непосредственно производственной деятельностью, участие в стройотрядах подразумевает и масштабную культурную программу. Речь идет о творческих конкурсах и мероприятиях, в числе которых конкурсы фоторабот, на лучший видеоролик, на лучшую отрядную песню электросетевого комплекса, на лучшую статью (рассказ), на лучшую стенгазету, а также подготовленные внеконкурсные презентации. Предполагается, что это поможет сплотить участников студотрядов и как следствие, повысит показатели не только каждого студента, но и всего отряда. По результатам летней практики - совокупности производственных показателей, дисциплины и результатов участия в общественной жизни - будет отобран лучший студенческий строительный отряд. Подведение итогов и награждение победителей состоится во время торжественной Церемонии закрытия 55-го Юбилейного Всероссийского слёта студенческих отрядов.
Как отмечают представители энергетического комплекса, набраться практического опыта невозможно, сидя за партой или за компьютером, для этого необходимо находиться на производстве, вникать во все тонкости и сложности будущей профессии. «В любой отрасли востребованы хорошие специалисты, но стать ими, не получив необходимого опыта работы на производстве, невозможно», - отмечает Наталья Булан.Студенческие стройотряды такую возможность предоставляют. Причем, как студентам, у которых появляется реальная возможность взглянуть на профессию изнутри, почувствовать все особенности, так и для компании, которая посредством стройотрядов готовит смену специалистов, которые в ближайшее время планируют уйти на пенсию.
Как считаете, есть ли смысл и дальше развивать это направление? Будут листройотряды в нашей стране востребованы студентами,промышленными предприятиями?
В.Высоцкий в своем творчестве отразил таковые процессы небезызваестной нам всем песней "Товарищи ученые, оставьте ваши опыты", где "якобы" от имени партии и правительства, а так же от других заинтересованных лиц звучали призывы, типа - "...ой вы там добалуетесь, ой доизобретаетесь, когда сгниет-заплесневеет картофель на корню" - "Значит так, автобусом к колхозу подъезжаем, а там рысцой, и не стонать... Небось картошку все мы уважаем, когда с сальцом ее намять"
На эту тему был придуман шутливый лозунг - "Все на борьбу с урожаем!", В обиходе был еще анекдот про советского разведчика Штирлица, который предпочел сдаться гестапо, дабы не ехать на картошку, года в Третьем рейхе якобы формировался офицерский отряд для проведения сельхозработ на полях Германии.
Что касается непосредственно строительных студенческих отрядов, то таковые в те годы действительно были, вспоминаю студенческие спецовочки- строевки, расписанные по трафарету, расшитые и увешенные значками, были в тех отрядах и заработки во время каникул, были и конкурсы и пески под гитару у костра, но опять таки, для работы на стройке также привлекались не только студенты, но и точно так же как и в сельскохозяйственных работах,- и рабочие, и народная интеллигенция, все те же "товарищи ученые".
Всем им за выполняемую работу платили заработную плату, причем по месту основной работы, за ними сохранялся заработок за весь период, пока те были заняты сельхозработами или работой на стройке.
При плановой экономике, когда план не выполнялся, страна пыталась стабилизировать ситуацию направляя на объекты большое количество рабочей силы, пусть даже и не очень квалифицированной, а зачастую - просто не квалифицированной. В итоге, массы трудящихся были оторваны от своей основной работы, причем заработок за ними оставался, за выполненную работу они получали еще заработную плату на подшефных предприятиях, а "колхозники" и строители, работники тех подшефных предприятий, куда отправлялись отряды, в том числе и студенческие, все так же получали свою заработную плату, но фактически не работали, а ходили "руки в брюки", перекладывая свои прямые обязанности на шефов и студентов.
Хорошо это на самом деле или плохо трудно сказать однозначно, я бы сказал - кому как в конкретной ситуации, замечу только, что данный метод практиковался при плановой экономике, то есть на данный момент, все это будет выглядеть как то не по капиталлистически...