Организация дополнительного обучения офисных работников, как правило, дорогой и сложный в организации процесс. Постараюсь рассказать, как можно это сделать, используя один из самых малобюджетных инструментов обучения — книги.
Сразу предупреждаю: речь пойдет не о том, как обучить сотрудников базовым навыкам или закрыть «пробелы» в их образовании. С этим проблемами HR-специалист должен бороться еще на этапе подбора — уверен, что большая часть читателей Superjob это понимает.
Инструменты, описанные ниже, прекрасно подойдут небольшой команде, например, малому бизнесу или отделу в крупной компании, в которой сотрудники привыкли самостоятельно получать дополнительные знания из внешних источников.
Итак, четыре шага к организации обучения.
Шаг 1. Организуйте клуб читателей деловой литературы
Идея клуба в том, чтобы сотрудники обменивались профессиональной литературой между собой, не используя для этого ресурсы компании.
Для организации книжного клуба достаточно одной полки и листка А4 с надписью вроде «Библиотека успешных людей» или «Книги команды №1» — и небольшой моральной поддержки лидера коллектива. Как только на полке станут появляться книги, они начнут расходиться — особенно, если в пул книг подбрасывает новинки авторитетный эксперт или начальник.
Библиотека: инструкция по применению
Для запуска инструмента достаточно просто подать пример: читайте хорошие книги и рекомендуйте их своим коллегам. За вами последуют. Чтобы книги с полки не исчезали бесследно, заведите журнал, как в библиотеке. Взял книгу — записал свое имя и когда вернешь! Вряд ли кто-то станет намеренно воровать книги (думаю, для этого нужно совсем перестать им платить зарплату), а вот от забывчивости и откладывания чтения на потом журнал спасти вполне может.
Шаг 2. Сделайте так, чтобы сотрудники читали больше/чаще
Насильно никого вы читать не заставите, но есть несколько способов подать хороший пример и убедить в пользе чтения тех или иных книг:
1) Попросите сотрудников делать закладки с пометками на самых интересных идеях
2) Попросите всех, кто делится книгами, писать для них короткую рецензию, или даже клеить post-it с продающей фразой (если это отдел маркетинга или продаж — тем более пусть тренируются!). Пример такой фразы — «Я выписал 10 идей, две уже реализовал!»
3) Установите красивую полку или книжный шкаф на видном месте — пусть коллекция книг станет гордостью отдела
Судя по закладкам, для кого-то эта книга стала настоящим открытием!
Шаг 3. Придайте библиотеке официальный статус, обеспечив поддержку бюджетом
У нас в агентстве (PR Partner) есть корпоративная библиотека, к которой есть доступ у любого сотрудника. Начиналось всё с обмена литературой, а сейчас хорошие бизнес-книги попадают в библиотеку уже за счет компании.
В нашей коллекции книги не только о PR, хотя это основное направление работы компании, но также и учебники, и практические руководства по маркетингу, личностному развитию, тайм-менеджменту, управлению, ну и, конечно же, юридическая литература и словари. Другими словами, у нас есть всё, что может помочь в работе.
Библиотека PR Partner (еще примерно полполки книг в обращении)
Чтобы взять книгу домой, достаточно отметить её у секретаря, а если желанной бизнес-книги в коллекции пока нет, сотрудник может предложить её заказать. Обычно сотрудники, пополняя корпоративную библиотеку, ответственно подходят к выбору книг и случайные книги на полки не попадают. Так, за последний год мы заказали более 20 книжных новинок.
Как работает система заказа:
1) сотрудник находит интересную книгу;
2) руководитель согласовывает возможность заказа;
3) секретарь оформляет заказ;
4) книга в библиотеке и доступна для чтения
Итого, 20 книг обойдутся вам порядка 10-15 тысяч рублей. Отличная цена за новые знания, профессиональный рост и дополнительную мотивацию сотрудников, не правда ли?
Шаг 4. Закрепите знания тренингом
Безусловно, книги — самый малобюджетный способ обучения (не считая старый добрый опыт), но одним из самых эффективных способов являются профессиональные тренинги. Наверняка у вас есть несколько ключевых сотрудников, от чьих навыков зависит успех всего отдела или даже бизнеса — не стоит экономить на их образовании.
В PR Partner, к примеру, под каждого сотрудника выделен годовой бюджет под оплату курсов английского, профессиональных конференций или тренингов — любым программам, повышающим профессиональную квалификацию.
Не хочу вдаваться в скучные перечисления плюсов обучающих программ, но как человек, посетивший огромное количество тренингов, семинаров и конференций, могу с уверенностью сказать, что это работает. Хороших тренеров сегодня много, и за ними уже закреплены определенные темы — ошибиться трудно. Если вам нужен маркетинг без бюджета — вы идете на Игоря Манна, продажи — на Радмило Лукича, ораторское искусство или лидерство — слушаете Радислава Гандапаса, PR — обращаетесь к Инне Алексеевой.
Поверьте: за хороший тренинг ваши сотрудники не только скажут спасибо, но и принесут массу хороших идей (лично я с последней конференции вернулся с тремя страницами заметок). А если сотрудник сможет доходчиво пересказать содержимое тренинга коллегам, вы остаетесь в многократном выигрыше.
Ну а пока вы раздумываете, выделять ли вам бюджет под образование сотрудников, посоветуйте своим коллегам последнюю бизнес-книгу, которую вы читали, наклейте на неё стикер и поставьте на полку. Если в течение минуты книга с полки исчезла, смело запускайте книжный клуб!
Дмитрий Турусин,
маркетинг-машина коммуникационного агентства PR Partner