14 ноя 2013, 17:04

Молодые кадры – достойная смена: как энергокомпании решают проблему кадрового голода

Для многих работодателей всестороннее взаимодействие с профильными ВУЗами, привлечение студентов на практику, проведение обзорных экскурсий на производстве для будущих специалистов уже давно стало частью политики по работе с персоналом. Не уделяя должного внимания подготовке молодых кадров и росту их профессионального мастерства, дальнейшее развития компании, да и всей отрасли, может оказаться весьма проблематичным. Прежде всего, это касается промышленности, и в особенности, энергетического сектора. Вконце 90-х и начале 2000-х годов отрасль испытывала серьезные трудности с высококвалифицированным персоналом. Именно поэтому сегодня энергокомпании стараются растить кадры заблаговременно, создавая интерес у молодых специалистов, привлекая на свои объекты сотни будущих энергетиков ежегодно. Так, одна из крупнейших распределительных электросетевых компаний страны МРСК Центра поддерживает отношение с более чем 20 ВУЗами страны.

Выстраивать отношения с молодыми специалистами МРСК Центра начинает еще в школе. Именно здесь закладывается представление о профессии, и именно в школе учащиеся задумываются о том, в какое учебное заведение они будут поступать в будущем. С теми школьниками, которые уже точно определились со своей профессией, представители энергокомпании работают более тесно: организуют экскурсии на производство, проводят дни открытых дверей, рассказывают об особенностях работы оборудования. Однако, отмечают в компании, с теми, кто только начал выбирать будущую специальность, работа также ведется: не исключено, что решение в пользу профессии энергетика школьник примет именно во время посещения энергообъектов компании.

Следующим этапом взаимодействия являются высшие, а также начальные и средние профессиональные учебные заведения. В первом случае сотрудничество строится с более 20 профильными университетами, среди которых ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» (филиал в городе Смоленске), ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина и др. Что касается начальных (лицеи, училища) и средних (колледжи) профессиональных учебных заведений, то здесь партнерские отношения поддерживаются с 34-мя профильными заведениями. Главная задача этого этапа – так называемое дуальное обучение, предполагающее получение теоретических и практических знаний одновременно. В первом случае работу выполняют сами учебные заведения, во втором – энергокомпания.В итоге, в прошлом году производственную и преддипломную практику прошли 1277 студентов, а 616 молодых специалистов были приняты на работу.

Все это позволяет МРСК Центра не просто готовить достойную смену специалистам, но и формировать высокий профессиональный уровень своих будущих сотрудников. Не секрет, что многие студенты, приходя в энергетические компании сразу после окончания ВУЗов, тратят довольно продолжительное количество времени на адаптацию, разъяснения, знакомство с отраслью, оборудованием. Причем, зачастую на энергообъектах установлены такие системы, к работе с которыми необходимо готовиться заранее. Например, в случае аварии на подстанции с каналом связи 110 кВ, согласно нормативу, четко установлено: восстановление работы связи должно быть проведено в течение 1 часа. Если энергокомпания не укладывается в нормативы, это технологическое нарушение попадает в категорию «авария», которое расследуется специальной комиссией с участием «Ростехнадзора». При этомспециалисты, находящиеся на объекте, не просто должны выполнять ремонтные работы в установленные сроки, но и четко понимать, что именно необходимо делать. В таких условиях опыт, полученный ранее, оказывается просто бесценным. Именно поэтому студенты проходят практику непосредственно на том оборудовании и в тех условиях, в которых им предстоит работать после окончания учебного заведение.

Более того: чтобы постоянно повышать уровень образования своих сотрудников, МРСК Центра планирует организовать специализированную электротехническую лабораторию на базе «Костромского государственного технологического университета».Здесь и студенты, и работники компании могут постигать навыки работы с самым современным на сегодняшний день энергетическим оборудованием.

За рубежом создание подобных лабораторий давно стало привычным. Так, при Калифорнийском университете работает Национальная лаборатория им. Лоуренса в Беркли, которая является национальной лабораторией Министерства энергетики США. В лаборатории были открыты такие химические элементы как плутоний, кюрий, калифорний, эйнштейний и многие другие. 11 сотрудников лаборатории получили нобелевские премии.Другой пример - Национальная ускорительная лаборатория им. Энрико Ферми. Она организована Чикагским университетом и Исследовательской ассоциацией университетов (URA) – в нее входит более 90 исследовательских университетов из США, Канады, Японии, Италии.

Создаваемая при КГТУ лаборатория также даст возможность исследователям проводить необходимые опыты. Конечно, такие работы скорее будут относиться к прикладной науке, а не к практической. Однако без опытов и исследований энергетика просто не будет развиваться, не будет конкурентоспособной по сравнению с другими отраслями. А это уже серьезно скажется на развитии страны.

Все чаще на производстве реализуются программы наставничества с привлечением ветеранов. Для молодых специалистов устанавливается стажировка сроком на один год, которая позволяет ускорить процесс адаптации, а значит, повысить качество работы и заинтересованность в построении карьеры в компании. В дополнение к этому проводятся ежегодные слеты, в том числе и с привлечением молодых специалистов из зарубежных стран, устраиваются специализированные выставки и конференции. Особого внимания заслуживают программы по формированию кадрового резерва.

Все это позволяет энергетическим компаниям не просто формировать спрос на свою профессию, но и поддерживать заинтересованность среди специалистов.

5 0
1 896
3 комментария
В середине 80 годов прошлого столетия, в стране была похожая ситуация. Все стремились получить вывшее образование, причем зачастую неважно какое, но никто не хотел идти работать на завод рабочим. И уж как тут ни зазывали как тут не агитировали молодежь, еще начиная со школьной скамьи, и политическими лозунгами на тему как это на самом деле гордо звучит слово - Рабочий класс, и просто банально - высокими зарплатами. Для тех кто смутно помнит те времена поясню, что рабочий средней квалификации в те времена получал в 2 раза больше больше чем ИТР.
Невольно навязывался вопрос, зачем 5 лет учиться-мучиться , получая стипендию 30 руб, когда в итоге ты учишься жить на 120 рублей в месяц, в то время как слесарь дядя Вася получает 350 рублей , особо не переутруждается и вообще в ус не дует?
И вот, мальчик резвый кудрявый влюбленный, то бишь я не будь дураком пошел по пути наименьшего сопротивления... ПТУ - 3,5 года после 8 классов, в итоге новая очень перспективная в те времена профессия - Наладчик роботов-манипуляторов и станков с числовым программным управлением 4-го разряда по 6-и бальной шкале, + практические навыки слесарных, токарных, фрезерных и шлифовальных работ примерно на уровне того же разряда.
Потом 2 года срочной службы в армии, а после демобилизации оказалось, что за все это время (3,5 года ПТУ и 2 года армии) таких специалистов наштамповали столько, что роботов-манипуляторов на всех как бы уже и не хватает... Нет, на работу меня взяли без проблем, и я там неплохо справлялся, но дело в том, что работодатель стал уже довольно таки разборчивым и привередливым. Если ранее операторами станков с ЧПУ шли абсолютно неквалифицированные работники, которые только меняли детали на станке, а Наладчик среди них был как "человек супротив Каштанки", то теперь от операторов станка требовалось уже умение самостоятельно наладить станок на рабочий процесс, а к наладчику станка - еще и непосредственно на нем работать... И все это разумеется за один оклад, к тому времени уже не слишком то высокий...
- Так а у нас наладчики тоже на станках работают, ну вон тут некоторые операторы станок наладить сами еще не умеют, да им надо помочь, а остальное время ты что же сидеть курить что ли будешь? Нет, так дело не пойдет...
Вот примерно так мне сказали после года работы при попытке перейти в другой цех, ну там скажем так платили немного побольше... Ну я короче говоря обиделся плюнул на них на всех с ихними амбициями, и пошел тогда учиться в ВУЗ, благо после армии мне все дороги были открыты... Направление выбрал опять самое модное и перспективное по тем временам - экономический факультет. Опять экономистов в те времена как бы не хватало, а стране они требовались. Речь шла о том, что технари не могут управлять производством, нужно передать управление экономистам. В общем не успел я окончить ВУЗ, как ситуация опять в корне поменялась, теперь уже экономистов развелось как собак нерезаных...
А теперь, кстати говоря после всех этих лет перестройки и дикого капитализма, когда развалились все производства и предприятия, а все квалифицированные рабочие ушли торговать на рынок - опять везде пишут, что требуются наладчики станков с ЧПУ и приглашают молодежь учиться, с последующем гарантированным трудоустройством то есть все опять идет по кругу...

Так что пока все эти ваши школьники подрастут... Ох, ну да ладно уж...
4 0
20 ноя 2013, 10:21
New
Испытал немалое удивление в связи с утверждением, что энергокомпании испытывают проблему кадрового голода по категории специалистов с высшим образованием. Тесное знакомство с этой отраслью свидетельствует об обратном: отбою нет. Если говорить о дефиците именно квалифицированных специалистов - это да, но это уже другой аспект и даже других проблем - проблемы неадекватной системы образования, проблемы воспитания, отсутствия развивающей цели.
А вот кадровый голод по специалистам рабочих специальностей, как требующих, так и не требующих квалификации, зашкаливает все параметры понятия "голод". Все идет к тому, что скоро рабочих просто не будет. Вот где необходимы срочные меры по возрождению профессионально-технической подготовки. Гастарбайтеры в техноемких производствах не спасут.
0 0
26 ноя 2013, 21:49
New
кадровый голод- ерунда, чушь полная.

в ТЭК работал не один год, на одну вакансию-толпы спецов с опытом.

"молодых кадров"-стадионы..
0 0