7 авг 2013, 15:08

Летный состав: современные кадровые проблемы

Летный состав: современные кадровые проблемы.

Александр Николаевич Клишин, Директор Авиационного учебного центра авиакомпании «ВИМ-АВИА»

Кадровый кризис в авиационной отрасли, который намечался еще 10 лет назад, сейчас ощущается как никогда остро. Ведь до начала 90-х годов летные училища в СССР выпускали более 2000 пилотов в год, а в настоящее время все летные училища РФ набирают около 700 курсантов. И что характерно, что к окончанию летного училища у многих курсантов не хватает необходимого налета часов, так как нет воздушных судов первоначального обучения, на которых они могли бы выполнять полеты. Вот и сравните цифры. Сейчас в России существуют всего пять учебных заведений - 3 средних и 2 высших, которые готовят летчиков, однако курсанты проходят практику на воздушных судах, которым уже более сорока лет, типа ЯК-42, АН-24 и 26. Так что приходится нам учить молодых ребят пилотировать самолеты типа Boeing практически с нуля, прежде чем они сядут в кресло второго пилота. При этом подготовка летного экипажа в зарубежном центре стоит порядка 40 тысяч долларов, не считая командировочных затрат на период обучения. Но мы готовы идти на эти затраты т.к. других способов заполучить качественного специалиста практически нет.

С профессиональными пилотами проблем меньше, но опять же, иногда требуется переучивание на другой тип воздушного судна, курсы повышения квалификации, требования к знанию английского языка возросли – сейчас необходим 4-го уровень ИКАО, а также систематические обязательные тренировки действующего летного состава. Например, перед началом зимней программы полетов на горнолыжные курорты, экипажи должны пройти тренировку на тренажерах в те аэропорты, куда планируются полеты, для отработки всех элементов полета, с учетом специфики каждого горного аэропорта, в который будут выполняться полеты.

Собственно говоря, в свое время Авиационно-учебный центр «ВИМ-АВИА» создавался как раз для удовлетворения кадрового голода компании, так как в 2006 году компания закупила сразу 16 воздушных судов типа Boeing 757-200, и нам срочно потребовалось большое количество высококвалифицированных кадров для формирования нашего летного состава. А где было их взять? Вот тогда и был создан наш АУЦ. Причем проект оказался таким успешным, что мы сейчас обучаем персонал не только для себя, но и для ряда других авиакомпаний, и не только летчиков и бортпроводников, но и наземный персонал (флайт-менеджеры, полетные диспетчера, представители авиакомпании, сотрудники службы ПГП и тд.) Для собственных нужд компании в АУЦ «ВИМ-АВИА» готовится порядка 12-15 экипажей в год, и проходят переподготовку еще около 10 экипажей других авиакомпаний.

Сейчас мы вполне успешно решаем проблемы нашего кадрового дефицита, однако в будущем нехватка специалистов будет ощущаться все острее, так как для переподготовки на ВС типа Boeing 757 пилот должен иметь не менее 1000 часов налета.

Пассажиропоток каждый год увеличивается, также как и количество воздушных судов авиакомпании. В частности, «ВИМ-АВИА» в ближайшее время увеличит флот практически в два раза, и будут введены новые типы воздушных судов, и нам опять потребуется сразу много пилотов, бортпроводников и технического персонала. В ближайшее время мы будем очень заняты!

Я очень надеюсь, что государство, наконец, обратит внимание на катастрофическую ситуацию с подготовкой авиационных кадров. Практически все крупные авиакомпании испытывают серьезные кадровые трудности. Молодые пилоты, как я уже говорил, малочисленны и недостаточно хорошо подготовлены. А средний возраст пилотов в России уже свыше 40 лет, и та обстановка, которая сложилась сейчас в российских летных училищах, не позволяет в полном объеме возместить кадровые нужды авиакомпаний. Надо в кратчайшие сроки пересмотреть всю систему подготовки будущих пилотов на государственном уровне. Выпускников летных училищ должно быть на порядок больше, и они непременно должны проходить подготовку и выпускаться как на «Сухом-Суперджете», так и на ВС типа «Боинг-737» и «Аэробус-319», иметь в качестве обязательного пункта английский язык 4 категории.

Справка

Авиационно-Учебный Центр (АУЦ) «ВИМ-АВИА» создан в 2004 году. Это уникальная учебная база летных составов, оборудованная самыми совершенными техническими средствами обучения, компьютерами, видеопроекторами и программным обеспечением.

Для проведения тренировок членов летных экипажей по аварийно-спасательным процедурам на ВС Боинг — 757 в АУЦ установлен специальный наземный тренажер, где проходят обучение не только экипажи авиакомпании, но и летные и кабинные экипажи других авиакомпаний, владеющих аналогичными типами ВС, которые проходят стажировку или обучение в АУЦ «ВИМ-АВИА».

В дальнейшем, совместно с иностранными партнерами АУЦ (Канада), «ВИМ-АВИА» планирует создание нового Учебного центра, который будет находиться в непосредственной близости от базового аэропорта авиакомпании ВИМ-АВИА (Домодедово). Новый тренажерный комплекс, состоящий из тренажеров на различные типы ВС (Boeing 757,767,737 NG, Airbus 319, 321), а также гостиничной инфраструктуры, обеспечит комфорт и удобство как собственным сотрудникам так и слушателям других авиакомпаний.


8 0
1 776
2 комментария
7 авг 2013, 19:01
New
Вот кстати насчет английского-что еще учит пилот кроме приветствия пассажиров?Всякие позывные с другими странами?Иногда вот сидишь и думаешь-мдааааа. Помнится летела в Таиланд у меня уши свернулись в трубочку и от пилота и от стюардессы, пилот-то бодро оттарабанил, а девушка минут 20 сбивалась...
0 0
8 авг 2013, 10:20
New
У нас подготовка пилотов плохая, а в Средней Азии отличная?! Мы же будем их приглашать на работу:(((
0 0