Умение себя подать, а, в конечном счете, и продать - необходимый навык для развития карьеры. Это тенденция, которая быстро становится новым правилом на рынке труда. Ведь рынок труда на то и рынок, чтобы устанавливать правила игры: можно продолжать протестовать и ругать правила, а можно научиться по ним играть и выигрывать.
Это правило не актуально для рабочих специальностей и административно-технического персонала, отдельных представителей ИТР, но весьма справедливо для всех остальных, в особенности узких специалистов и руководителей любого звена. Мы должны научиться смотреть на себя как на «товар»: что обуславливает нашу конкурентоспособность на рынке труда? Механизм продвижения по карьерной лестнице работает по тому же принципу, что и рыночный. Для того чтобы вы как «продукт» были успешны, у вас должны быть «содержание», «упаковка» и «стратегия продвижения».
СОДЕРЖАНИЕ
Это ваши профессиональные знания и умения, сильные личностные качества, наработанный опыт, связи. Рыночный принцип действует и здесь: можно слабую начинку замаскировать блестящей упаковкой, но это быстро обнаружится. А самое главное – это ничего не дает лично вам. Этот принцип, разумеется, не действует на «рынках» с сильной коррупционной составляющей: прием на работу и продвижение по карьерной лестнице по блату, кумовство, «сестра мужа свояченицы» и т.п. Но в целом, действует принцип: чем богаче содержание, тем дороже может быть продукт.
Вывод: стоит нарабатывать «содержание», инвестировать в себя как самостоятельно, так и с помощью работодателя.
УПАКОВКА
Под упаковкой мы подразумеваем внешний вид, фотографии, профили в деловых и соцсетях, и, конечно, резюме. Из всего этого списка я хотела бы остановиться только на резюме, поскольку рекомендации по всему остальному вполне укладываются в рамки здравого смысла.
Под резюме я имею в виду документ в свободной форме (а не анкету с заданными полями на сайте по поиску работы), которое высылают напрямую в рекрутинговое агентство или в компанию. Те, с которыми мне приходится иметь дело, зачастую представляют собой отписку, но не деловой документ. Нужно, чтобы было резюме, вот оно и есть. Просто существует. И не работает на своего владельца.
Самое главное: при работе над «упаковкой» речь не идет о создании «дутого» образа профессионала. Речь о том, что многие люди, обладая несомненной профессиональной квалификацией, не умеют ее продемонстрировать вне рабочего места. Показать, как говориться, товар лицом. В итоге, по карьерной лестнице или при приеме на работу их обгоняют те, кто, возможно, меньше знает и умеет, зато лучше может себя подать. И здесь у резюме важная роль.
Резюме нужно для того, чтобы:
- получить приглашение на собеседование
- представить самую важную информацию о себе в удобном для читателя виде
Задачи резюме:
· создать правильный образ профессионала (который бы отражал все его сильные стороны)
· задать рекрутеру фокус (у него должно быть четкое понимание, что с этим человеком делать)
· выделить кандидата, поставив его на 2-3 шага впереди конкурентов
Вывод: взгляните на свое резюме глазами «стороннего человека». Не можете сами абстрагироваться, попросите посмотреть кого-то другого. Оно передает всю важную информацию о вас? Какой образ складывается по его прочтении? Резюме – это не приукрашивание реальности, это ее грамотное и красивое отражение.
ЧТО ПИСАТЬ ВНУТРИ?
Какое представление должно сложиться о вас как о специалисте после прочтения вашего резюме? Сформулируйте сами для себя ответ и будьте очень конкретны.
Что из того, что вы говорите о своем опыте в резюме, способствует формированию именно такого представления? Что должен понять рекрутер/ работодатель, прочитав описание вашего опыта работы? Теперь проверьте описание каждого места работы: оно работает на тот образ, который вы хотите отразить?
Часто мы хотим показать, что умеем решать сложные задачи, добиваться результатов, владеем сложными навыками, но в итоге скатываемся к описанию должностных обязанностей и названий проектов, а в конце добавляем строчку: «нацелен на результат, не боюсь брать ответственность на себя и т.п.». Это нужно показывать сразу в тексте. И тогда не будет нужды в этой строчке, которая ничем не обосновывается и является просто набором слов.
Пример работы с резюме предпринимателя Галины, которая в силу переезда в другой город и семейных обстоятельств, хотела перейти в найм.
Вывод: расшифровка ключевых вещей обязательна. Участие собственника в управлении бизнесом может быть как на 5%, так и на 125%, собственник может забирать под себя определенный кусок работы, а остальное делегировать – все это нужно уточнять.
После коррекции резюме Галина получила 3 предложения о работе: руководство небольшим загородным семейным отелем, руководство франчайзинговым направлением в компании и развитие филиала страховой компании, одно из которых она приняла.
Пример работы с резюме категорийного менеджера Александра.
Вывод: очевидные вещи не нужны в резюме. Мы сильно сократили все описание функционала категорийного менеджера, поскольку оно стандартно, что дало нам возможность добавить примеров, иллюстрирующих те качества и результаты, которые он хотел продемонстрировать. В результате Александр теперь работает в сети масштабом больше и на позиции рангом выше.
Хочу специально отметить, что в обоих примерах люди получили работу ТОЛЬКО благодаря себе: своему уму, упорству, талантам, ориентации на бизнес-цели и умению общаться.
Но шанс все это продемонстрировать в разговоре с потенциальным работодателем, они получили ТОЛЬКО благодаря коррекции резюме: до этого оно ничем не выделялось из кучи себе подобных, и у рекрутеров просто не было шанса узнать, какой прекрасный кандидат за ним скрывается.
И последнее, что хотелось сказать о содержании:
не пишите 5-ти страничные опусы. И даже 3-страничные не пишите. Резюме руководителя с 25-летним опытом можно уложить в 2 страницы. А если ваша должность не подразумевает такой широкий круг обязанностей, как у руководителя, а опыт работы менее 25 лет, то вы и подавно должны в них уложиться. Секрет прост: есть главное и есть второстепенное. Отделите одно от другого и напишите только о главном.
Для многих позиций (например, все руководящие должности, маркетинг, PR, реклама, финансы, оперативный менеджмент, логистика и др) важно, чтобы человек умел выделить основное, суммировать опыт и сделать выводы, подкрепить их яркими примерами. И эти умения нужно проявлять не только при подготовке служебных документов и презентаций, но и при составлении собственного резюме. Иначе, глядя на резюме пиарщика, в котором нет ни одного внятного описания проекта, интересного примера, убедительных цифр, закрадывается мысль: а пресс-релизы он пишет так же? И беседовать с ним уже не хочется.
Я более чем уверена, что если подойти к резюме не как к формальной отписке, а с душой, то у вас получится отличная презентация о себе. И примеры моих клиентов это подтверждают. Используя рекомендации из этого поста, можно значительно улучшить содержание своего резюме. А о том, как сделать его еще и красиво оформленным, т.е. о лучших шаблонах, формате и дизайне резюме – следующий пост.
Я в другой ветке цитировала ответ работодателя на моё резюме: "Замужние девушки Вашего возраста без детей, попадают в группу риска. Я всегда за, и у меня в компании уже 6 девушек в декрете, еще одна уже вышла! Просто устал набирать новых и обучать с нуля! Извините." Здорово, да?
Ответьте на мои вопросы выше - Вы предложили бы работу соискательнице, которая в ближайшее время планирует декрет? На каком основании работодатель в открытую просит гарантий об отсутствии дектрета в длижайший год?