Вы когда-нибудь думали о себе в контексте своего личного бренда? Нет, я понимаю, что не все здесь люди публичных профессий, не все известны широкой публике или даже узкому кругу профессионалов, но все же. Бестселлер Тома Питерса «Преврати себя в бренд» был написан для широкого круга читателей, как делающих карьеру по найму, так и владеющих собственным бизнесом. Однако, на деле его рекомендациями пользуются, в основном, бизнесмены. Наемные специалисты считают, что «личный бренд» - это не для них, забывая, что в отдельных сферах конкуренция столь высока, что одного профессионализма и опыта уже недостаточно, чтобы быть нанятым. Необходимо быть заметным на рынке труда.
Быть профи: необходимо, но недостаточно?
Даже прекрасный товар или услугу нужно продвигать. Иначе они просто утонут в массе некачественных подделок. С профессионалами то же самое. Ваши дела, проекты, достижения говорят сами за себя только, если их голос слышен! Это ваша задача сделать свои дела слышными и видными, а себя – заметным.
Недавно я проводила карьерный коучинг для дамы, являющейся прекрасным специалистом в своей области. Однако, на тот момент, она уже 5 месяцев не могла найти работу. Она была убеждена, что достаточно быть хорошим специалистом, а там уже эйчары разберутся, что к чему. Нет, это необходимо, но недостаточно.
Мне периодически звонят хедхантеры с предложением вакансий в области PR. И хотя я уже второй год развиваю собственную практику и вакансиями не интересуюсь, я всегда спрашиваю, где они меня нашли. И все чаще и чаще слышу в ответ: мы просматривали состав спикеров на профильных конференциях по PR и маркетингу и встретили ваше имя.
Сегодня мало быть просто профессионалом в силу следующих причин:
1) Очень высокая конкуренция, особенно на позиции top и middle-up менеджмента, где предполагается серьезная ответственность и приличный уровень компенсации
2) Время и внимание рекрутера – самый дефицитный ресурс, и достается он тем профессионалам, кто лучше виден и слышен из всей массы возможных кандидатов
Бренд есть у всех, он есть у каждого
В узком смысле, бренд – это ваша репутация. Наличие у вас определенной репутации вряд ли можно отрицать? Различие лишь в том, что бренд – это много шире, чем просто репутация. Последняя зиждется на ваших поступках, ваших сильных сторонах, профессиональных качествах, отношении к делу, партнерам, клиентам, друзьям и т.п. Бренд – это еще некое послание и ценности, которые вы транслируете миру. Люди либо их разделяют и присоединяются к вам, можно сказать, становятся поклонниками вашего бренда, либо нет. Это весьма действенный инструмент, поскольку развитие и продвижение своего бренда может очень сильно продвинуть вперед вашу карьеру или ваш бизнес.
Как я уже упоминала, эту тему поднял еще в 1997 году Том Питерс и последовательно развивал ее в своих книгах в дальнейшем: «Человек-бренд», «Преврати себя в бренд» - если не читали, то полюбопытствуйте.
Процитирую кусочек (мой вольный перевод с английского):
«Итак, вы в деле, вы влились в команду, вы начали приносить пользу. Попутно вы учитесь новому, тренируете свои навыки, двигаетесь от проекта к проекту. И если вы действительно умны, вы додумаетесь, как начать отличаться от всех других таких же умников как вы, рассекающих вокруг в дорогих костюмах, с кожаными портфелями и лэптопами наперевес. Если вы действительно умны, вы поймете, как начать «свою партию» - вы создадите свой «месседж» и придумаете стратегию продвижения бренда под названием «Я».
Брендинг – это не только про то, чем отличаться и как продвинуть себя на рынке. Личный брендинг – это, скорее, инструмент саморазвития и со-настройки с окружающим миром.
Личный бренд: с чего начать?
Четко понимая, кто вы есть, какие у вас принципы и убеждения, какими ценностями вы руководствуетесь, какие ваши сильные отличительные качества, и какой посыл вы отправляете во вне, вы можете в итоге организовать себе именно такую жизнь, какая вам нужна. С бизнесом/работой, устроенным так, как подходит вам; с такими партнерами и клиентами, как вам видится; и с образом жизни, который будет закономерным итогом осуществления своей брендинговой стратегии.
Итак, каковы первые шаги для тех, кто впервые задумался о личном бренде:
1. Ответьте на вопрос «Что?»
Что я из себя представляю как профессионал? Как личность? Где тот стык профессиональных и личных качеств, который позволяет мне быть уникальным и отличаться от конкурентов? Каковы мои ценности, убеждения и принципы, которые я транслирую в своей работе, в своем поведении?
2. Ответьте на вопрос «Кто?»
Кто моя аудитория и как я могу быть ей полезен? Личный бренд не существует без аудитории, он всегда работает «на кого-то». Кто должен оценить мои усилия? Какое проблемы и потребности есть у этой аудитории? Как то, что я делаю, может помочь их решить? Где эти люди находятся: физически и онлайн, чтобы я мог до них «достучаться». Где они общаются, какие ресурсы читают?
3. Ответьте на вопрос «Как?»
Как я донесу свое послание до аудитории? Как я смогу быть слышимым и видимым для представителей моей аудитории? Где мы с ними можем пересечься и пообщаться? Какие инструменты мне для этого нужно использовать: свой блог, присутствие в соцсетях, выступления на форумах и конференциях, предоставление экспертных комментариев СМИ, нетворкинг в определенных сообществах, участие в выставках, выступления и т.п. И, наконец, как я могу быть системным и последовательным в продвижении своего бренда, т.е. каков мой план действий?
Личный бренд помогает выбрать правильный вектор и по нему идти. Это создание капитала на будущее. Это инструмент, полезный как для работника, делающего карьеру, так и для собственника бизнеса. Пользуйтесь им, иначе вас обгонят те, кто уже идет по этой дороге.
Елена Асанова
Молодец, Елена! Отличный пост, интересная тема!