Мы все хотим показать себя с лучшей стороны. В том числе - в своем резюме. Поэтому многие менеджеры по продажам всячески приукрашивают в своем резюме истинное положение своих дел. Зато и большинство работодателей понимает, что содержимое практически всех резюме слабо соответствует действительности.
Поэтому профессионалы в области набора кадров не ограничиваются изучением резюме, которые писали сами соискатели (и заполняли, как Бог на душу положит). Они выдают соискателям пачку анкет, которые в заполненном виде просветят соискателя насквозь. Не хуже рентгена. Разумеется, нужен еще опытный глаз - анализировать анкеты и, сравнивая информацию из анкет с самим соискателем, замечать тонкие нюансы.
Если Вы хотите получить в свое распоряжение комплект анкет, который используют при проведении конкурса злобные опытные работодатели, пришлите мне запрос по e-mail. На адрес kostya@renet.ru, копия - на info@fif.ru. В «Теме» письма укажите - «Запрос анкет для конкурса». Только укажите в письме всю Вашу контактную информацию - ФИО/должность/компания/телефоны: без нее анкеты не пришлем ;)
Таким образом, опытные работодатели уделяют меньше внимания основному содержимому резюме. Зато внимательно смотрят на нюансы - как содержания резюме, так и его оформления. Фактически, резюме - это коммерческое предложение о приёме на работу соискателя. А ведь по роду деятельности менеджер по продажам должен уметь составлять коммерческие предложения. Если он не может составить своё резюме, чтобы оно выглядело привлекательным для работодателя - как же он будет писать коммерческие предложения для клиентов?
О том, как правильно составлять резюме, есть немало хороших пособий. Поэтому я расскажу о некоторых ошибках при подготовке резюме, особенно губительных именно для менеджеров по продажам. И руководителей продаж, конечно. Каждая из этих ошибок может Вам стоить возможности трудоустройства:
1. Резюме, написанное от руки. Особенно - на левом листочке, например - вырванном из тетрадки. Удвоенное попадание - если почерк корявый и соискатель пишет с помарками. Так же негативно воспринимается приход на собеседование соискателя, одетого в обноски.
2. Явно неаккуратно оформленное резюме. Значительно лучше использовать готовое шаблонное резюме из Microsoft Word.
3. Фотография к резюме. Хорошее резюме может быть и с фотографией, и без нее. Резюме с фотографией лучше, когда соискатель имеет достойный внешний вид. Если Вы - сын Квазимодо и горгульи, резюме без фото даст Вам шанс хотя бы пробиться на личное собеседование. Беда, когда к резюме прикрепляется неподходящая фотография. Я видел много резюме с фотографиями, на которых соискательницы в коротких платьях возлежали в игривых позах. Или просто были в бикини. Для сотрудницы, претендующей на работу менеджера по корпоративным продажам - креативный ход, ничего не скажешь!
4. Для профессионального менеджера по активным и корпоративным продажам большой вопрос вызывает указанная в резюме крупная сумма оклада. Если коммерсант хочет, чтобы основу его дохода составлял оклад, а не проценты - это тревожный знак. Получается, что он хочет не ЗАРАБАТЫВАТЬ деньги, а ПОЛУЧАТЬ их. Более того, этот сотрудник вообще не уверен, что сможет заработать на процентах от продаж. А зачем нужен компании коммерсант, который не способен продавать?
5. Ещё два пожелания по условиям работы являются гарантированной дисквалификацией для менеджера по активным корпоративным продажам. Во-первых, если он стремится к чисто офисной работе (за исключением соискателей на вакансию «телемаркетинг»). Во-вторых, требование, чтобы новому сотруднику дали готовую клиентскую базу. В переводе это означает: «выезжать на переговоры к клиентам я не планирую. И вообще, новых клиентов я искать не хочу. Дайте мне готовых клиентов!». Это - издевательство и надругательство над самой сутью профессии коммерсанта.
6. Опыт коммерческой работы в предыдущих компаниях украшает резюме. Одни соискатели предпочитают брать на работу сотрудников с опытом продаж. Другие готовы рассматривать талантливую молодежь без опыта работы по профилю. Но вот большой опыт работы, совершенно не связанной с продажами, может добавить Вам штрафных баллов. Полбеды, если Вы сделали карьеру до главного инженера завода и претендуете на позицию, на которой будете продавать станки. Беда, если Вы собираетесь продавать станки, а до этого всю жизнь работали бухгалтером-кассиром. Что бухгалтер-кассир может понимать в продаже станков? Какого рожна она вообще после пятнадцати лет бухгалтерской работы хочет стать менеджером по продажам? Ей нужна ЛЮБАЯ работа? Мы понимаем. Только нам не нужны ЛЮБЫЕ сотрудники.
7. Ещё хуже, если в послужном списке сначала есть опыт работы менеджера по продажам, а потом - несколько лет совершенно непродажной работы. Профессиональный менеджер по продажам может при определенных обстоятельствах стать руководителем. Причем не обязательно - коммерческим. Он может перейти на позицию маркетолога, эксперта, бизнес-тренера. Или сделать попытку организовать свой бизнес. Но профессиональный коммерсант никогда не уйдет с коммерческих хлебов на позицию бухгалтера, юриста или работяги на производстве. Человек, способный отказаться от свободной охоты ради сидячей рутинной офисной работы, не является профессиональным коммерсантом. И, более того, никогда им не станет.
8. И ещё одна вещь, которая способна испортить впечатление от любого резюме. Большое количество грамматических ошибок и оЧепяток ;-) Вы можете быть прирожденным переговорщиком. Но если Вы не можете составить своё резюме без семи ошибок на страницу, большинство работодателей не захотят оценить Ваши переговорные таланты лично.
Мораль проста. Во-первых, тщательно вычитывайте то, что Вы пишете - перед тем, как отправлять. Во-вторых, когда Вы составили свое резюме, не торопитесь рассылать его потенциальным работодателям. Сначала покажите его нескольким знакомым - опытным руководителям. Если у Вас ещё нет таких связей - найдите подходящих людей через родню и приятелей. Ваше резюме должно отсмотреть 2-3 человека, каждый из которых постоянно занимается набором кадров. И регулярно просматривает сотни и тысячи резюме. Надеюсь, они помогут Вам избавить Ваше резюме хотя бы от наиболее явных ляпов.
Константин Бакшт, генеральный директор компании «Капитал-Консалтинг» (www.salesystem.ru, www.fif.ru),
автор книг «Построение отдела продаж: с «нуля» до максимальных результатов»,
«Как загубить собственный бизнес: вредные советы российским предпринимателям».
«Боевые команды продаж», «Усиление продаж», «Большие контракты», «Вкус жизни», «Построение бизнеса услуг» и новой книги «Продажи и производство: враги или партнеры»