12 ноя 2015, 17:53

Управленческа ошибка (не судите строго)


Эта история произошла, когда я работала HR-директором в многопрофильном холдинге, где одним из направлений была полиграфия. От руководителя организации поступил запрос на вакансию «Директор по маркетингу и рекламе» (прежний директор был уволен по причине "никакой" инициативности).

Основными критериями при выборе были: понимание современных тенденций бизнес-направления, инициативность, умение формулировать интересные предложения, навык эффективного общения с собственниками компании (проще говоря, умение нравиться первым лицам).

Перебрали большое количество соискателей и остановились на кандидате, который полностью соответствовал перечисленным критериям. Кандидат на собеседовании показал свою начитанность, рассказывал о своем богатом опыте (не только российском, но и о том, «как там у них»), много шутил, и конечно, «обаял» лицо, принимающее решение. Новому директору были даны практически неограниченные полномочия.

Но мы не учли особенностей менталитета («восток – дело тонкое»): кандидат приехал в Россию из одной юго-восточной страны и умел быть очень «дипломатичным» с начальством и производить нужное впечатление. Что касается подчиненных, то он воспринимал их как своих вассалов (если не сказать проще «рабов»). Примечательно его первое знакомство с коллективом. В первый день я знакомила нового Директора по маркетингу и продажам с нашими офисами и представляла его сотрудникам. Он равнодушно взирал на всех свысока, а когда мы подошли к его «вотчине», он бесцеремонно отодвинул меня, практически ногой распахнул дверь и ворвавшись в помещение (без элементарного приветствия) начал требовать от менеджеров по работе с клиентами развернуть свои столы таким образом, чтобы были видны мониторы компьютеров для контролирования их работы. Сотрудники не поняли, что происходит и с удивлением наблюдали за странным человеком, который, видя, что ему не подчиняются, сам стал двигать мебель.

Это лишь один эпизод о методах руководства нового Директора по маркетингу и продажам. Понятно, что для свободолюбивых менеджеров и креативных рекламщиков такой стиль руководства был недопустим.

Вначале я сама пыталась объяснить это новому топ-менеджеру – не помогло. Разговаривала с сотрудниками, предлагая понять важность идей нового руководителя (кстати, идеи, действительно, были интересными) – не захотели терпеть «самодурства». Затем обратилась за помощью к Генеральному директору, но тот был слишком очарован речами новичка о том, что скоро нашей компании не будет равных и считал, что мы распустили наших сотрудников и следует «закрутить гайки». В результате несколько сотрудников из подчиненных новому директору отделов уволились. На что была реакция: «незаменимых нет».

Когда возникло подозрение, что «что-то пошло не так» Генеральный директор, хватаясь за соломинку, предложил провести тимбилдинг с выездом в загородный отель. Отдохнули хорошо, деньги потратили, но желаемого результата тимбилдинг не принес.

Прозрение руководства было болезненным, но время было упущено. Результаты работы за год были плачевными и по прибыли (конкуренты нас обогнали по всем направлениям), и по количеству вакантных ставок (никто не хотел работать в такой обстановке). А Директор по маркетингу и продажам пытался убедить, что все еще только начинается и прибыль вот-вот обрушится на нас золотым дождем.

Результат: «инноватора» уволили, направление закрыли.

Мораль: …. (сформулируйте сами).


8 2
2 193
Лучшие комментарии
12 ноя 2015, 20:16
Мораль: надо было гнать сразу, еще на этапе открывания двери с ноги. Подобный стиль знакомства/управления коллективом будет неприемлем не только для свободолюбивых менеджеров, но и для любого специалиста, который себя уважает. Данный "топ-менеджер" изначально продемонстрировал свою неадекватность, а генеральный директор предпочел это не заметить :)
14 0

42 комментария
12 ноя 2015, 19:55
New
Не все золото что блестит.
5 0
12 ноя 2015, 20:16
New
Мораль: надо было гнать сразу, еще на этапе открывания двери с ноги. Подобный стиль знакомства/управления коллективом будет неприемлем не только для свободолюбивых менеджеров, но и для любого специалиста, который себя уважает. Данный "топ-менеджер" изначально продемонстрировал свою неадекватность, а генеральный директор предпочел это не заметить :)
14 0
12 ноя 2015, 22:08
New
)) А как же "руководитель имеет право решать.."?))
0 0
12 ноя 2015, 22:22
New
Любой человек должен вести себя адекватно и руководитель тоже.
4 0
12 ноя 2015, 22:29
New
да, здесь соглашусь
0 0
12 ноя 2015, 22:22
New
Восточная ментальность действительно, своеобразна, и в России вызывает острое непонимание. С другой стороны, наш деловой этикет для их восприятия выглядит как вопиющее панибратство и принижение статуса руководителя.
Например, подчиненные не имеет права не только высказывать, но даже, иметь собственное мнение, и всячески поощряется доносительство, особенно на Б. Востоке.
))
Что касается нашего директора, то он повелся на банальный подхалимаж. (Наши тетки тоже ведутся на восточные ухаживания тамошних кавалеров. Экзотика...). Раз рукль сразу не обратил внимание на эту деталь, есть основания полагать, что сам он тоже не лишен подобного изъяна.)) Т.ч., те сотрудники, которые уволились, сделали не самый неправильный вывод, рано или поздно, но ситуация бы повторилась.
4 0
12 ноя 2015, 22:40
New
Мне кажется ментальность здесь не при чем. Я не особо знакома с тонкостями Востока, но на мой взгляд в любом цивилизованном обществе руководитель, как минимум должен познакомиться с подчиненными, узнать, кто чем занимается и за какие задачи отвечает, а уже потом наводить свои порядки и строить работу, как он считает правильным.
1 0
12 ноя 2015, 23:02
New
Тут, именно ментальность сработала, и неосторожность рукля. При приеме на работу, скорее всего, человеку рассказали, как плохо работал его предшественник, налили полный таз слез, и стали ждать, как новый волшебник в голубом вертолете сделает им всем красиво. Он и начал оправдывать надежды.))
Рекрутеры внимательно следят, как бы соискатель не сказал плохо о прошлой работе ( на себя примеряют) но забывают, что и про прежнего работника тоже плохо говорить не стоит (соискатель тоже на себя примерит)
Работа, как брак, обе стороны примеряют на себя одно и тоже одеяло.)))
6 0
13 ноя 2015, 13:40
New
Я жила на Востоке ( Ташкент).
Восточные особенности трудно объяснить......
"узнать, кто чем занимается и за какие задачи отвечает, а уже потом наводить свои порядки и строить работу, как он считает правильным" - это по европейски. На востоке это дело последнее ,между делом если получится.
На востоке первое у нового руководителя - понять расстанову сил ( кто главный кто неглавный и насколько), оценить влиятельность коллег своего уровня и выше, изучить финансовые потоки. Оценив все это, найти свою нишу, роль, чтобы быть значимым и хорошо оплачиваемым.
А подчиненные..... тут по разному, зависит от характера. И самодурство, и мягкость - также как и в европейских компаниях. Но некоего чинопочитания восточный начальник ожидает всегда. Впрочем, восточных подчиненных восточное чинопочитание не напрягает, это как некая игра.....
1 0
13 ноя 2015, 14:23
New
Ну обсуждаемый персонаж устраивался на работу в российскую компанию, и это ему в первую очередь следовало бы учесть особенности менталитета граждан другой страны. Ведь в итоге он своими методами руководства ничего не добился, у него была определенная свобода, мог бы свою команду собрать, которой был бы близок его металитет)))
0 0
13 ноя 2015, 20:20
New
У него перед глазами "европейский пример" где именно хозяева подгоняют себя под интересы гостей.
А так да - я работал и с японцами и с китайцами и пару раз на СНГ, такая особенность бая и вассалов присутствует со всеми восточниками, причем чем более Азия средняя, тем глубже эта особенность.
1 0
13 ноя 2015, 23:01
New
Да Бог с ним. Речь-то в теме о недосмотре рекрутера по части разных интерпретаций одних и тех же моментов, из-за разницы менталитета.
А ведь наблюдение верное. Ментальность в психологии играет забавные шутки. Особенно тяжелые вещи выдают люди с мешанной ментальностью, когда чел. формировался в разных средах, его ассоциации могут быть совершенно непредсказуемы.
Чего стоит, заезженный по всем учебникам, пример с прикрыванием рта рукой при разговоре, как признак лжи, в варианте восточной женщины, привыкшей закрывать лицо, особенно рот, интерпретация такого жеста будет крайне забавна.
))
0 0
13 ноя 2015, 15:25
New
Так и я про тоже.))) Не учли особенности Востока, и дали человеку неверные наводки.))) Он и пошел являть хозяину самурайскую верность.
0 0
Автор поста
15 ноя 2015, 17:52
New
Увы, собственники - люди эмоциональные, действующие на уровне "хочу", поэтому убедить их в чем-либо довольно трудно.
0 0
19 ноя 2015, 11:01
New
Ах, они такие эмоциональные... Пусть не жалуются теперь :) Что хотели - то получили.
1 0
12 ноя 2015, 20:34
New
"Мораль: …. (сформулируйте сами)."

Чтобы не разочароваться, не надо очаровываться.
5 0
13 ноя 2015, 13:34
New
Вы правы HR деньги зря хлеб ест.Нанес урон компании своим непрофессионализмом.
0 0
13 ноя 2015, 20:20
New
Решение принимал руководитель, а не HR. Как человек, руководитель тоже может ошибаться, но цена его ошибки измеряется в деньгах. Просто когда такие ошибки становятся тенденцией - это уже грустно и страшно.
2 0
Автор поста
15 ноя 2015, 17:55
New
Лана-на, согласна с Вами, окончательное решение за руководителем. Но HRам надо быть бдительнее, наши ошибки тоже дорого обходятся (.
2 0
12 ноя 2015, 22:28
New
Был у меня случай наоборот. В стиле "других людей у меня нЭт!", переформулированном как "нужно работать с тем, что есть".
Были в одном отделе два кадра - один - несостоявшийся рук. отдела, другой - "царь горы" - кто к горе подойдет - голова с плеч... Первый кадр, узря нового рукля отдела, с горя, рванул лидером профсоюза, и стал неустанно строчить анонимки во все мыслимые ему и немыслимые инстанции, второй - начал рычать на всех благомыслящих, первое время зачастил к начальнику отдела поиграть мышцами и построить угрожающие мины.
Первый кадр - на одном из саботажей нарвался на штраф и ушел еще глубже в подполье, второй - был пойман на дедовщине, написал объяснительную, устроил революцию, избрался руклем отдела, провалил все планы которые мог провалить, проклял всех и.. уволился.
Казалось бы... "давайте людей переведем - одного более узкую но более близкую специализацию, другого - на большие деньги.." - "нЭт..специалисты хорошие, да и в других отделах им не очень рады.."
Еще одна мораль.. идите лесом
3 0
13 ноя 2015, 08:32
New
Это стандартная ситуация, не связанная с менталитетом.
Называется она: "Работник умеет хорошо делать только одну вещь. Некоторые умеют работать, а некоторые умеют устраиваться на работу".

Специалисту некогда "очаровывать" и фонтанировать идеями, он делом занят.
7 0
13 ноя 2015, 09:06
New
так там был не специалист, а руководитель :-))) он руками водить должен, а не работать :-)))
0 0
13 ноя 2015, 09:32
New
Ну то же самое - руководитель, который не является специалистом, это ещё одно проклятие нашего времени.
6 0
13 ноя 2015, 11:45
New
Это уже даже не проклятие, а какой-то злой рок, который тянет всю систему в пропасть. Экономика, где большинство руководителей не являются специалистами в том, чем руководят, больше не может существовать за счет накопленной прочности и начинает разлагаться и агонизировать.
6 0
Автор поста
15 ноя 2015, 17:56
New
Я тоже обратила внимание на появление "профессиональных самопрезентаторов".
0 0
16 ноя 2015, 01:47
New
Учебники по психологии не только рекрутеры читают.))))
*Всегда получаю огромное удовольствие, наблюдая встречу двух "психологов под прикрытием".Особенно, когда сам понимаешь что и как они оба делают.*))))
1 0
13 ноя 2015, 13:44
New
Согласна с Тортилой. Подруга пару лет работала у корейцев. Русских у них было мало, в основном специалисты, без которых долго организация не протянет (бухи, кадры). Остальные - корейцы (граждане Кореи) и корейцы (граждане бывших советских республик). Четко, даже гипертрофировано соблюдается правило: я - начальник, ты - дурак, ты - начальник, я - дурак. На ее памяти было несколько карьерных переводов (причем повышение предлагалось не по профессиональности, а по усердию и подобострастию). Работники менялись за секунду!!!! Как по волшебству из дурака вдруг появлялся начальник. И это не отдельный человек "гнилой", это именно ментальность людей с востока.
3 0
Автор поста
15 ноя 2015, 17:57
New
Интересное наблюдение :)
0 0
13 ноя 2015, 16:51
New
Вообще, интересная история, автору спасибо.
Хорошо зная особенности восточной ммм... манеры ведения дел и отличия от российской манеры, никогда не задумывалась над этим.
Но Вы знаете, признавая в целом наличие особенностей восточного менталитета, в жизни видела и исключения.
У нас у компании- партнера гендир узбек, правда обрусевший. Так вот восточных тонкостей нет, атмосфера там хорошая, так как надо - руководство строгое ,но справедливое, в принципе народ расслабленный, но не сонный, компания много лет успешна ( строительство). И этот узбек еще нас, русских, по русскому языку шутливо поучал ( по делу, кстати). Так что не все восточные люди такие как описано в теме.
2 0
14 ноя 2015, 20:16
New
Ключевое - Обрусевший, но предостаточно тех, кто не хочет жить по светским законам.
0 0
16 ноя 2015, 10:58
New
Да нет , все везде хотят жить по светским законам. Просто в восточных странах свои понятия о этих самых светских законах...... Не хуже и не лучше, просто другие.
Точно так же как мы, русские попадая, например, на работу в Германии , с удивлением обнаруживаем, что правила игры иные.
У меня приятельница есть, 15 лет назад переехала в Германию. Она где то год нас смешила рассказами как она своими русскими замашками бедных немцев вводила в ступор. Потом стала образцовым по немецким понятиям работником.
Просто умный человек ,попадая в иные условия быстро ориентируется и перестраивает свои понятия.
Видимо, герой темы был не очень житейски умен ..........

Да, поделюсь мнением о восточном чинопочитании.
Это игра,своеобразная традиция......
Есть фильм старый советский "Лампа Аладдина". Многие его знают, я думаю..... Это сказка, но как во всех сказках, тонко отражены нюснсы человеческих отношений.
Так вот, напомню - там султан в целом показан умным и даже демократичным правителем ( собирает совет, по очереди выслушивает всех, потом принимает решение, причем неглупое). Но при этом сеансы восхваления - необтъемлемая часть жизни. Собира.тся советники и галдят наперебой : "О, солнцеподобный! О несравненный !" и т.д. А он сидит, слушает и релаксирует..... В какой то момент советники замолкли, а султан с удивлением спрашивает : "А почему нас не восхваляют?". Вот это схематично суть восточного чинопочитания. Это ни хорошо,и не плохо, просто так, особеннность, мне даже кажется довольно милой.
Это субъективное мнение, не претендую на абсолютную истину.
3 0
18 ноя 2015, 00:57
New
Он работает в компании-партнере, и понимает с кем и на чьей территории играет свою партию.)) На своей территории он может играть совсем другую игру.
*Знаю по собственному мужу, на разных территориях я вижу двух, а то и трех, совершенно разных людей, общим там оказывается только борода и страсть к сладкой выпечке.)))*
0 0
Автор поста
15 ноя 2015, 17:59
New
Согласна, что люди разные. В моем случае, видимо, произошло удивительное "наложение" особенностей (не самых лучших) воспитания, менталитета, жизненной позиции, амбиций и пр.
0 0
Мораль той басни такова,
Что зайцы вместе тузят льва,
А лев их тузит в одиночку.

На мой взгляд, мы тут имеем дело с банальным саботажем. Ситуация достаточно распространенная. Я тут где то уже писал о старой русской шутке, где предполагается дать руклю задание построить подчиненных и не дать ему при этом соответствующих полномочий. Причем вся инициатива при этом должна исходить непосредственно от самого рукля, его нужно лишь немножечко подтолкнуть к тому, чтобы он заявил, что он это все может, и что сейчас он все сделает...
То что наш герой неадекват, мы приняли на веру со слов автора, и стали рассматривать ситуацию только с этой стороны, хотя просто так, ни с того ни с сего люди неадекватно себя обычно не ведут, для этого должен был быть какой то толчок. В то же время, не могу обвинить автора поста в недальновидности, она просто рассказала то, что увидела, в действительности, прежде чем допустить нового рукля к работе, директор наверняка проинструктировал его, а автор поста не могла слышать, что они там вдвоем перетирали в директорском кабинете.
Кто знает, может быть в действительности на предприятии была махновщина, и некоторых чересчур свободолюбивых менеджеров и вправду надо было слегка поставить на место. Более того, со слов автора некоторые сотрудники, после того как новый руководитель начал закручивать гайки пошли увольняться, с моей точки зрения, эти люди просто пошли на шантаж. Простые сотрудники, которые живут от зарплаты до зарплаты вряд ли бы приняли решение о увольнении по причине самодурства нового начальника, они бы притихли, перетерпели, ну по крайней мере сначала подождали бы что будет дальше. Заявить с ходу директору, типа того, что мы не хотим работать с этим человеком, выбирай, либо он, либо мы, могут только достаточно влиятельные люди, которые делают на предприятии какую то погоду.
В любом случае, наш герой оказался слабым руководителем, вместо того, чтобы присмотреться, заручиться поддержкой не только директора, но и некоторых подчиненных, желательно большинства, потом наклонить какого нибудь дебошира, и сделать из него пример, типа вот, я и такое тоже могу, наш герой подобно Чапаеву, сразу выхватил шашку и бросился на еще невидимого врага, типа , ща всех порубаю, и даже не удосужился подумать, что там могли оказаться и танки...
4 0
Автор поста
17 ноя 2015, 21:54
New
Согласна, что без шантажа не обошлось. И возможно, генеральным директором были даны некие указания... Вместе с тем, во-первых, со стороны нового руководителя была явная провокация ситуации. А во-вторых, (об этом я не писала) он умудрился перессориться со всеми топами и не только. Особенно интересно было наблюдать, как менялось его поведение в зависимости от того, слышит его главный или нет.
0 0
18 ноя 2015, 01:01
New
Думаю, он отрабатывал какие-то внутренние инструкции от главного, просто интерпретировал их своеобразно...
0 0
Явные признаки того, что вводный инструктаж он от директора всетаки получил
Похоже изначально человек придерживался морали - "могу копать, могу и не копать", но поскольку была получена команда именно "копать", он и копал, как ему и было предписано, причем копать старался именно на глазах у директора.
Одна моя знакомая дамочка, из числа бывших военных, рассказывала про одного своего сослуживца, прапорщика, который, по ее словам, целыми днями ничего не делал, но как только появлялось начальство, в экстренном порядке пачкал себе руки, и включался в общий процесс, изображая бурную деятельность.
Наш же герой, получается, что рычал на всех без разбора, там где надо и не надо в первую очередь, для отчетности перед директором, а во вторых для закрепления за собой имиджа, строгого и требовательного руководителя, так сказать, "чтобы все дрожали, чтобы уважали", то есть хотел изначально поставить всех таким образом, чтобы потом, при директоре, никто уже даже и возразить ему не смел.
0 0
19 ноя 2015, 22:04
New
Сей пример говорит о том, что сейчас ценятся руководством только те, кто хорошо в уши поёт, а к тем, кто делает реальную работу относятся как к расходному материалу.
Надеюсь данная контора разорилась, обанкротилась и перестала существовать.
И еще раз подтверждается, что манагеры у нас видите ли свободолюбивые, а остальные так, быдло.
3 0
1 дек 2016, 23:15
New
В любой ситуации человек должен оставаться человеком
0 0
12 янв 2017, 17:43
New
Хорошая история по ошибка HR специалиста.
1. Подобрал, того кто развалил, или не смог провести отбор до собеседования с руководителем
Из чего возможно уже есть две ошибки. Не правильное объявление о вакансии и нет технологии оценки на продуктивность.
2. Почему он не настоял на расторжение договора на этапе стажировки
3. Где контроль за показателями
4. HR в статье всю вину за найм переложил на руководителя
Ну и еще много чего, о чем даже писать лень.
0 0
Автор поста
16 янв 2017, 17:33
New
Андрей, во-многом с Вами согласна.
Вместе с тем:
1. В конкретном случае генеральный директор был и собственником компании, текучесть среди топ-менеджмента была выше, чем среди линейного персонала. Выбор делал эмоционально (имеет право).
2. Решение о приеме на работу и увольнении в этой компании принимал только собственник (авторитарный стиль управления). До него доносили всю информацию.
3. Четких KPI не было.
4. Само название говорит о том, что HR понимает и принимает свою ответственность. "Управленческая ошибка" - общая.
Надеюсь, те, что работал с подобным стилем управления меня поймут.
После этой компании я выбирала организации с другой корпоративной культурой, близкой мне по духу.
0 0
23 янв 2017, 13:29
New
Наблюдать за тем, кто делом занят, кто нет, подглядывая в мониторы своих подчиненных-дикость какая-то.Настоящий высококлассный руководитель никогда не станет заниматься подобной чепухой.Было сразу заметно после такого поступка, что товарищ с востока-идиот.
0 0