Эта история произошла, когда я работала HR-директором в многопрофильном холдинге, где одним из направлений была полиграфия. От руководителя организации поступил запрос на вакансию «Директор по маркетингу и рекламе» (прежний директор был уволен по причине "никакой" инициативности).
Основными критериями при выборе были: понимание современных тенденций бизнес-направления, инициативность, умение формулировать интересные предложения, навык эффективного общения с собственниками компании (проще говоря, умение нравиться первым лицам).
Перебрали большое количество соискателей и остановились на кандидате, который полностью соответствовал перечисленным критериям. Кандидат на собеседовании показал свою начитанность, рассказывал о своем богатом опыте (не только российском, но и о том, «как там у них»), много шутил, и конечно, «обаял» лицо, принимающее решение. Новому директору были даны практически неограниченные полномочия.
Но мы не учли особенностей менталитета («восток – дело тонкое»): кандидат приехал в Россию из одной юго-восточной страны и умел быть очень «дипломатичным» с начальством и производить нужное впечатление. Что касается подчиненных, то он воспринимал их как своих вассалов (если не сказать проще «рабов»). Примечательно его первое знакомство с коллективом. В первый день я знакомила нового Директора по маркетингу и продажам с нашими офисами и представляла его сотрудникам. Он равнодушно взирал на всех свысока, а когда мы подошли к его «вотчине», он бесцеремонно отодвинул меня, практически ногой распахнул дверь и ворвавшись в помещение (без элементарного приветствия) начал требовать от менеджеров по работе с клиентами развернуть свои столы таким образом, чтобы были видны мониторы компьютеров для контролирования их работы. Сотрудники не поняли, что происходит и с удивлением наблюдали за странным человеком, который, видя, что ему не подчиняются, сам стал двигать мебель.
Это лишь один эпизод о методах руководства нового Директора по маркетингу и продажам. Понятно, что для свободолюбивых менеджеров и креативных рекламщиков такой стиль руководства был недопустим.
Вначале я сама пыталась объяснить это новому топ-менеджеру – не помогло. Разговаривала с сотрудниками, предлагая понять важность идей нового руководителя (кстати, идеи, действительно, были интересными) – не захотели терпеть «самодурства». Затем обратилась за помощью к Генеральному директору, но тот был слишком очарован речами новичка о том, что скоро нашей компании не будет равных и считал, что мы распустили наших сотрудников и следует «закрутить гайки». В результате несколько сотрудников из подчиненных новому директору отделов уволились. На что была реакция: «незаменимых нет».
Когда возникло подозрение, что «что-то пошло не так» Генеральный директор, хватаясь за соломинку, предложил провести тимбилдинг с выездом в загородный отель. Отдохнули хорошо, деньги потратили, но желаемого результата тимбилдинг не принес.
Прозрение руководства было болезненным, но время было упущено. Результаты работы за год были плачевными и по прибыли (конкуренты нас обогнали по всем направлениям), и по количеству вакантных ставок (никто не хотел работать в такой обстановке). А Директор по маркетингу и продажам пытался убедить, что все еще только начинается и прибыль вот-вот обрушится на нас золотым дождем.
Результат: «инноватора» уволили, направление закрыли.
Мораль: …. (сформулируйте сами).