29 апр 2014, 15:46

Новичок, или как не заблудиться в коллективе

Каждый из нас хотя бы раз в жизни был новичком. Большинству эта роль выпадает несколько раз, и каждый переживают этот статус по-разному. Есть малое число харизматичных и обаятельных счастливчиков, которые тут же вливаются в коллектив и становятся всеобщими любимцами, но для остальных это проблема.

Одна моя знакомая, придя на новое место, по личному приглашению начальника, решила сразу наладить отношения с коллективом. Коллектив был преимущественно женский и сплоченный. Эта моя знакомая не хотела, чтоб к ней относились как к «блатной», она не собиралась никого подсиживать или подставлять. Совсем наоборот, она собиралась подружиться с другими сотрудниками, потому что работать в спокойной и дружественной атмосфере гораздо приятнее, чем в атмосфере подозрительности и скрытой агрессии. При этом она понимала, что первое время новички всегда вызывают недоверие и вынуждены находиться в некоторой изоляции. Моя знакомая всегда была активной девушкой и решила сделать свою изоляцию минимальной. Например, она стала выходить с коллегами на перекур. В курилке люди расслабляются, отвлекаются от работы и охотно общаются. Еще она стала приходить на кухню во время чаепития коллег, хотя никто специально ее не приглашал, но чтобы ее приход не вызывал негатива, она всегда приносила с собой печенье или пироги, которые пекла по вечерам. Кроме того, она сама предлагала помощь коллегам, если видела, что может помочь, например что-нибудь откопировать или распечатать.

Через неделю «женсовет» ее признал. Сотрудники перестали ее сторониться и даже стали заказывать определенный вид выпечки. А еще через пару недель она обнаружила, что девочки перестали обедать на кухне, и теперь обедают в кафе, но без нее. Как-то в пятницу сотрудницы пошли в бар, но она узнала об этом только в понедельник и то случайно. К тому же оказалось, что она отправляет факсы и распечатывает документы за весь коллектив на том основании, что ее стол стоит ближе всех к принтеру.

Тогда она перестала приносить пироги, чем вызвала нескрываемое разочарование коллег. Затем оказалась отправлять чужие факсы. Это спровоцировало конфликт с одной коллегой, которая в лучших традициях Филиппа Киркорова напустилась на ее полосатую кофточку и назвала ее Мурзилкой. Коллеги вернулись из кафе на кухню, где встречали ее молчанием, то же самое происходило во время перекуров. Как разрешить конфликт она не знала и пошла к начальнику. Все-таки они были знакомы и до ее прихода в компанию. Начальник выслушал ее с сочувствием, но вмешиваться конфликт отказался наотрез, посоветовав не обращать внимания на глупых баб. Вызвать на прямой разговор никого из сотрудниц ей тоже не удалось.

Таким образом, своим желанием подружиться с коллективом, она вызвала обратную реакцию. Почему же так получилось?

Новый человек в сложившимся коллективе оказывается как артист на сцене в свете прожекторов. Весь коллектив при этом уходит в тень и сливается в одну массу. Как известно, в коллективе каждый из нас играет определенную социальную роль: «лидер», «клоун», «интриган», «революционер», «слабое звено» и т.д. Но с позиции новичка невозможно выделить каждого отдельного человека и понять кто он и что из себя представляет. Новичок вынужден противопоставить себя всему коллективу разом, то есть встать на позицию «я» и «они». Из такой позиции, естественно, не возможно адекватно оценить реальную расстановку сил и правильно презентовать себя.

Поведение моей знакомой было бы правильным и принесло положительные результаты в том случае, если б коллектив, в который она пришла, был бы новым. Скажем, это была бы вновь созданная компания или отдел, куда набрали новых сотрудников, и где каждый стремится показать себя с хорошей стороны, и сыграть ту социальную роль, которую хочется, не сражаясь за право обосновался на месте, например, «всезнайки», то есть «эксперта».

Другое дело сложившийся коллектив, где все роли распределены. Новичок безболезненно может занять только ту роль, которая не востребована, либо начать борьбу за уже занятую. И такая борьба становится стрессом для обоих участников борьбы.

Природой предусмотрено три вида реакции на стресс. Спрятаться, убежать или замереть. Распахнуть объятья навстречу неизвестности, это смело, но все-таки противоестественно. В ситуации, когда оказываешься на виду у настороженных незнакомцев, правильней все-таки замереть. Дать им осмотреть себя, никак не проявляя, а затем начать присматриваться к ним.

Не привлекая к себе внимания, определить «лидера» и «слабое звено». Главное, найти «интригана» или «сплетника». Эти люди могут оказаться опасны, особенно если работа новичка связана с материальной ответственностью. Важно помнить, что человеческие роли не связаны с должностями и «клоуном» вполне может оказаться начальник, а «лидером» курьер. И еще «новичок» - это тоже социальная роль, к одним она приклеивается навсегда, а другие быстро меняют диспозицию.

А что до моей знакомой, то через полтора месяца ее уволили как не прошедшую испытательный срок. «Лидером» оказалась бухгалтерша, которая невзлюбила ее с первого дня за хороший автомобиль, «интриганом» - девушка, которая обозвала «Мурзилкой», а «слабым звеном» начальник.

5 1
3 952
Лучшие комментарии
1."сразу наладить отношения с коллективом" никогда не стремился. Стремился вписаться (наладить) в рабочий процесс. Для этого я и пришел.
2."подружиться с другими сотрудниками" никогда не пытался. У меня есть друзья. Я с ними дружу. Они проверенные. Их всего два.
3."она сама предлагала помощь коллегам, если видела, что может помочь". Вероятно ей заняться нечем было в рамках своего функционала. Не просят - зачем навязываться?
4."назвала ее Мурзилкой". А я бы в дыню сразу закатал этому Крокодилу Гене).
5."Природой предусмотрено три вида реакции на стресс. Спрятаться, убежать или замереть." А в дыню дать?))

Вообщем, "Не придуманная история про дурочку, которая хотела всем угодить, и что у нее из этого вышло"

А Вы не пробовали стать Руководителем подобной шоблы и убрать всех, кто Вам мешает? Я так поступал всегда))).
8 0

26 комментариев
29 апр 2014, 15:51
New
Жизненно. И как с этим бороться?
0 0
Никак, в такие ситуации просто не надо попадать.
0 0
Грустная история.
0 0
29 апр 2014, 16:28
New
"А что до моей знакомой, то через полтора месяца ее уволили как не прошедшую испытательный срок."
Что, по этой статье и уволили?
0 0
Автор поста
29 апр 2014, 16:50
New
Нет, конечно, уволили по собственному желанию. "Ну ты понимаешь, отношения с коллективом у тебя не сложились..." Как-то так.
0 0
30 апр 2014, 05:13
New
У нас сейчас увольняется документовед, которая в принципе выполняла роль секретаря. При этом она считает, что коллектив ее не принял. А коллектив в недоумении - у нас ко все относятся практически одинаково и вполне доброжелательно.
0 0
29 апр 2014, 16:29
New
Какая глупость. Нужно налаживать нормальные бизнесс-процессы, при которых начальник просто не имеет права устраниться от конфликта, а не заниматься анализом разборок а-ля 6 А класс.
0 0
Автор поста
29 апр 2014, 16:58
New
Все верно, но на деле такое часто бывает, особенно в небольших компаниях. Начальники маленьких контор не стремятся учиться руководить, так что коллектив просто выдавливает тех, кто в нем не уживается. Есть должности, на которых вообще никто больше года не работает.
0 0
1."сразу наладить отношения с коллективом" никогда не стремился. Стремился вписаться (наладить) в рабочий процесс. Для этого я и пришел.
2."подружиться с другими сотрудниками" никогда не пытался. У меня есть друзья. Я с ними дружу. Они проверенные. Их всего два.
3."она сама предлагала помощь коллегам, если видела, что может помочь". Вероятно ей заняться нечем было в рамках своего функционала. Не просят - зачем навязываться?
4."назвала ее Мурзилкой". А я бы в дыню сразу закатал этому Крокодилу Гене).
5."Природой предусмотрено три вида реакции на стресс. Спрятаться, убежать или замереть." А в дыню дать?))

Вообщем, "Не придуманная история про дурочку, которая хотела всем угодить, и что у нее из этого вышло"

А Вы не пробовали стать Руководителем подобной шоблы и убрать всех, кто Вам мешает? Я так поступал всегда))).
8 0
Автор поста
29 апр 2014, 17:34
New
Спасибо))). Это очень позитивные советы. Надо было давно про это написать, ей бы очень помогло. Просто до этого она лет пять проработала в очень сплоченном коллективе и думала, что такие отношения можно выстроить везде. Но сейчас у нее все хорошо, она работает в крупной компании и коллектив у нее мужской))). В общем, она сделала правильные выводы))).
0 0
Вообщем, у сказки счастливый конец)))
0 0
30 апр 2014, 05:18
New
Про дыню - здорово! У меня тоже такая мысль возникла, когда я читала пост. Может и не в физическом смысле, но дать надо - чтобы точно обозначить свою позицию. У меня на втором месте работы так было, коллектив был старый сложившийся (а на первом - все были новые), и я там практически со всеми сначала переругалась, а потом мы очень мило сотрудничали более 15 лет. Проявить профессионализм - обязательно надо, но всем понравиться - увольте.
1 0
Ну это уже крайности какие то... Зачем бить в дыню, когда можно просто элементарно послать? Причем необязательно использовать при этом не нормативную лексику. Прошу заметить, коллега сорвалась, поскольку ей не отправили факс, то есть не выполнили за нее ее же работу, следовательно коллега - сама же проявила слабость.
На данном сайте, помнится даже была специальная тема, касаемо попыток переложить свои обязанности на хрупкие плечи своих коллег, и на мой взгляд это является обычным явлением, которому просто нужно уметь противостоять.
1 0
30 апр 2014, 13:17
New
5. ... А в дыню дать?))
  - пусть это будет действие, после того, что назовём "замереть" (оценив ситуацию и перспективы её развития, оперативно)
0 0
2 мая 2014, 09:29
New
Первые три пункта прям про меня. Всегда себя так вела и буду вести. На работу я прихожу работать, а не дружить. Общаться в процессе работы, естественно, приходиться. Но это другое общение.
1 0
Интересно. Зачем девушке нужно было вообще заискивать с коллегами? У нее что дефицит общения? Лично я на работу хожу - зарабатывать деньги, и дружеские отношения с коллегами мне не очень то нужны. Большинство, насколько я знаю, придерживается такого же мнения. Это уже потом, в процессе работы у людей начинают складываться приятельские отношения, по мере появления общих интересов или на основе частого соприкосновения по служебным вопросам.
Девушка же зачем то начала активно налаживать дружеские, и я бы даже сказал панибратские отношения сразу со всеми членами коллектива, таким образом она показала, что она одинокая затворница, по каким то причинам не имеющая ни друзей не приятелей, и это насторожило коллектив
Девушка была явно из обеспеченной семьи, если учесть, что ездила она на престижном автомобиле, то есть пришла она туда не на хлеб себе зарабатывать. Вполне возможно, что метила на чье то место, поскольку пришла на работу не просто вот так вот с улицы, и этим могла вызвать недоверие коллег. Если ее изначально невзлюбила именно бухгалтерша, предполагаю, что у девушки могло быть соответствующее образование.
Ну вот, как то так...
5 0
Директор и не должен был вмешиваться в данный конфликт. Не люблю руководителей устраивающих у себя на предприятии детский сад.
Что он должен был сказать по вашему дамочкам? - Почему не взяли Машу с собой в бар? В следующий раз возьмите пожалуйста!
1 0
30 апр 2014, 09:54
New
1.Совсем не нужно было всех информировать о том, что пришла не по газете, а по личному приглашению директора. Меньше знают - лучше спят.
2. У девушки явно выраженное виктимное поведение (роль жертвы).
3. В таких случаях я говорю: "Я не 100$, чтобы всем нравиться".
4. Никогда не нужно заискивать перед коллективом, заведомо ставя себя в слабую позицию. Лучше поддерживать нейтральную позицию, здороваться, спросить совета если нужно, но не задруживаться. Давать минимум личной информации о себе (сплетни, сплетни...) и никого не обсуждать из коллег.
5. Как правильно уже отметили, на работу ходят работать, а не дружить.
6. У меня чаще отношения с коллективом выстраиваются нейтрально-рабочие (субординация), с тем, кто мне симпатичен (как правило 1-2 человека) можно и приятельствовать, но это не сразу же.
7. Чисто женский коллектив - это зло априори. Лично мне хорошо работается в смешанных 50/50 или с преобладанием сотрудников-мужчин.
5 0
30 апр 2014, 10:18
New
А я работала в чисто мужском коллективе. Мне было 20 и меня частенько доводили до слез. А в чисто женском коллективе, в 19 лет, дамы были за 35, мне жилось прекрасно и вольготно. В смешанном коллективе, мне 22, бабы довели меня до увольнения (мне благоволил самый завидный мужик в компании). Все по-разному бывает.
2 0
30 апр 2014, 10:29
New
Да, по-разному. Возможно, в том коллективе, где Вам хорошо работалось, людей подбирали не только по компетенциям, но и с определённым характером, темпераментом, под руководителя, т.е. был опытный кадровик.
Там, где берут с улицы всех подряд, без оглядки на личность или пол коллектива явно блатных, а вторая половина - с улицы, комфорта никогда не будет. Если я не ошибаюсь, на курсе управления персоналом специальная дисциплина есть по этой теме.
2 0
30 апр 2014, 10:54
New
Я сейчас, когда подбираю персонал помимо квалификации стараюсь найти человека, который будет "наш". Мы все немного того) Зато атмосфера в коллективе здоровая, рабочая.
1 0
30 апр 2014, 10:38
New
"Наладить отношения с коллективом" - ключевая фраза в описанном примере "как не надо делать".
Можно пытаться наладить отношения с конкретным человеком, если есть уверенность, что хватит на это собственного тяму. С коллективом - это уже можно назвать обычной глупостью, потому как достаточно просто сопоставить то, что есть коллектив со значением слова "отношения". Можно говорить о влиянии на коллектив (когда оно осуществляется обдуманно и целенаправленно, со знанием дела).
4 0
30 апр 2014, 11:58
New
Первое правила новичка - не веди себя как новичок. Часто новый сотрудник ведет себя так, как будто это его первое место работы - начинают спрашивать как и что делать, предлагают (как в примере) выполнить мелкую нудную работу коллегам, тем самым вызывая недоумение, а зачастую и раздражение - мол кого набирают?
Всегда нужно помнить, что ты профессионал, которого пригласили в компанию потому что ты можешь выполнить необходимые функции, которые (часть которых) кроме тебя никто выполнить не может.
Если возникают вопросы, лучше сначала объяснить как собираешься это делать, а потом задать уточняющие вопросы, связанные со спецификой компании. И НИКОГДА не соглашаться на роль девочки на побегушках - один раз прогнешься - сядут и поедут.
4 0
30 апр 2014, 12:20
New
А кто-нибудь видел недавно подобную компанию? Или это из фильма "Не родись красивой" Какой женсовет? Что, в коллективе собраны сплошь, простите, идиотки, которым больше делать нечего, как, вместо нормальных позитивно-рабочих отношений на работе и активной интересной частной жизни, печь пироги коллегам, заказывать пироги изгойке, ходить по барам в рабочее время и после него.... Что, ни у кого нет увлечений, спорта, образования, любимых мужчин (ну. или женщин...), салонов красоты, книг и пр., что они СТОЛЬКО времени тратят на издевательство над новичком? Не нужно вживаться в такой коллектив! Нужно разворачиваться и уходить. Если Вас спросят о причинах увольнения, честно и корректно ответить, что жизнь у Вас одна и фаршировать ее нездоровыми эмоциями Вы не планировали.
4 0
5 мая 2014, 11:12
New
Нет коллективов хороших или плохих, всегда есть группа людей, живущая по определенным психологическим законам, с четким распределением ролей, и каждый новый член коллектива (любого и каждого коллектива) будет утверждаться в одной ролей (займет свободную нишу или будет бороться за занятую). Хороший или плохой коллектив – это только субъективная оценка. Для одного коллектив будет супер, для другого гадюшник. Смотря какую роль в этом коллективе человек занимает. Решение уходить или остаться из-за коллектива, выбор каждого. В первую очередь хорошо бы спросить себя: что я в этой ситуации сделал не так. И если не делать выводы из пройденного, в новом коллективе будет ждать та же картина. Сдается мне, надо в первую очередь, надо смотреть на саму компанию, на функционал, общие условия. Мы приходим на работу работать. А искать коллектив??? С девушкой все понятно. Печь пирожки – булочки с первых дней, пытаться для всех стать хорошей, отправлять за всех факсы. Априори провально.
1 0
5 мая 2014, 13:42
New
Я на первом месте работы тоже, как Крокодил Гена друзей искала )) вспомнить смешно ))) меня не принимали в сложившийся "кружок", мелкие подлянки делали, прикалывались. И я тоже пришла на то место через руководителя. Хорошая школа на всю жизнь )) Для всех хорошим не будешь.
2 0