Каждый из нас хотя бы раз в жизни был новичком. Большинству эта роль выпадает несколько раз, и каждый переживают этот статус по-разному. Есть малое число харизматичных и обаятельных счастливчиков, которые тут же вливаются в коллектив и становятся всеобщими любимцами, но для остальных это проблема.
Одна моя знакомая, придя на новое место, по личному приглашению начальника, решила сразу наладить отношения с коллективом. Коллектив был преимущественно женский и сплоченный. Эта моя знакомая не хотела, чтоб к ней относились как к «блатной», она не собиралась никого подсиживать или подставлять. Совсем наоборот, она собиралась подружиться с другими сотрудниками, потому что работать в спокойной и дружественной атмосфере гораздо приятнее, чем в атмосфере подозрительности и скрытой агрессии. При этом она понимала, что первое время новички всегда вызывают недоверие и вынуждены находиться в некоторой изоляции. Моя знакомая всегда была активной девушкой и решила сделать свою изоляцию минимальной. Например, она стала выходить с коллегами на перекур. В курилке люди расслабляются, отвлекаются от работы и охотно общаются. Еще она стала приходить на кухню во время чаепития коллег, хотя никто специально ее не приглашал, но чтобы ее приход не вызывал негатива, она всегда приносила с собой печенье или пироги, которые пекла по вечерам. Кроме того, она сама предлагала помощь коллегам, если видела, что может помочь, например что-нибудь откопировать или распечатать.
Через неделю «женсовет» ее признал. Сотрудники перестали ее сторониться и даже стали заказывать определенный вид выпечки. А еще через пару недель она обнаружила, что девочки перестали обедать на кухне, и теперь обедают в кафе, но без нее. Как-то в пятницу сотрудницы пошли в бар, но она узнала об этом только в понедельник и то случайно. К тому же оказалось, что она отправляет факсы и распечатывает документы за весь коллектив на том основании, что ее стол стоит ближе всех к принтеру.
Тогда она перестала приносить пироги, чем вызвала нескрываемое разочарование коллег. Затем оказалась отправлять чужие факсы. Это спровоцировало конфликт с одной коллегой, которая в лучших традициях Филиппа Киркорова напустилась на ее полосатую кофточку и назвала ее Мурзилкой. Коллеги вернулись из кафе на кухню, где встречали ее молчанием, то же самое происходило во время перекуров. Как разрешить конфликт она не знала и пошла к начальнику. Все-таки они были знакомы и до ее прихода в компанию. Начальник выслушал ее с сочувствием, но вмешиваться конфликт отказался наотрез, посоветовав не обращать внимания на глупых баб. Вызвать на прямой разговор никого из сотрудниц ей тоже не удалось.
Таким образом, своим желанием подружиться с коллективом, она вызвала обратную реакцию. Почему же так получилось?
Новый человек в сложившимся коллективе оказывается как артист на сцене в свете прожекторов. Весь коллектив при этом уходит в тень и сливается в одну массу. Как известно, в коллективе каждый из нас играет определенную социальную роль: «лидер», «клоун», «интриган», «революционер», «слабое звено» и т.д. Но с позиции новичка невозможно выделить каждого отдельного человека и понять кто он и что из себя представляет. Новичок вынужден противопоставить себя всему коллективу разом, то есть встать на позицию «я» и «они». Из такой позиции, естественно, не возможно адекватно оценить реальную расстановку сил и правильно презентовать себя.
Поведение моей знакомой было бы правильным и принесло положительные результаты в том случае, если б коллектив, в который она пришла, был бы новым. Скажем, это была бы вновь созданная компания или отдел, куда набрали новых сотрудников, и где каждый стремится показать себя с хорошей стороны, и сыграть ту социальную роль, которую хочется, не сражаясь за право обосновался на месте, например, «всезнайки», то есть «эксперта».
Другое дело сложившийся коллектив, где все роли распределены. Новичок безболезненно может занять только ту роль, которая не востребована, либо начать борьбу за уже занятую. И такая борьба становится стрессом для обоих участников борьбы.
Природой предусмотрено три вида реакции на стресс. Спрятаться, убежать или замереть. Распахнуть объятья навстречу неизвестности, это смело, но все-таки противоестественно. В ситуации, когда оказываешься на виду у настороженных незнакомцев, правильней все-таки замереть. Дать им осмотреть себя, никак не проявляя, а затем начать присматриваться к ним.
Не привлекая к себе внимания, определить «лидера» и «слабое звено». Главное, найти «интригана» или «сплетника». Эти люди могут оказаться опасны, особенно если работа новичка связана с материальной ответственностью. Важно помнить, что человеческие роли не связаны с должностями и «клоуном» вполне может оказаться начальник, а «лидером» курьер. И еще «новичок» - это тоже социальная роль, к одним она приклеивается навсегда, а другие быстро меняют диспозицию.
А что до моей знакомой, то через полтора месяца ее уволили как не прошедшую испытательный срок. «Лидером» оказалась бухгалтерша, которая невзлюбила ее с первого дня за хороший автомобиль, «интриганом» - девушка, которая обозвала «Мурзилкой», а «слабым звеном» начальник.
2."подружиться с другими сотрудниками" никогда не пытался. У меня есть друзья. Я с ними дружу. Они проверенные. Их всего два.
3."она сама предлагала помощь коллегам, если видела, что может помочь". Вероятно ей заняться нечем было в рамках своего функционала. Не просят - зачем навязываться?
4."назвала ее Мурзилкой". А я бы в дыню сразу закатал этому Крокодилу Гене).
5."Природой предусмотрено три вида реакции на стресс. Спрятаться, убежать или замереть." А в дыню дать?))
Вообщем, "Не придуманная история про дурочку, которая хотела всем угодить, и что у нее из этого вышло"
А Вы не пробовали стать Руководителем подобной шоблы и убрать всех, кто Вам мешает? Я так поступал всегда))).