Сервис YouDo был запущен в апреле 2012 года. По сути, это площадка (есть веб-версия, iOS- и Android-приложения) для поиска надежных исполнителей для выполнения любых задач.
Пока наши разработчики доделывали техническую платформу, другой части команды проекта предстояло найти и отобрать тех самых исполнителей, надежность которых мы бы могли подтвердить.
Первый опыт массового набора
«Мы начали проводить первые собеседования в середине марта 2012 года. Перед нами стояла задача набрать 100 исполнителей за две недели к запуску проекта. Первых потенциальных работников я искала в социальных сетях, на форумах, досках объявлений», - рассказывает руководитель отдела верификации YouDo Ксения Зиновьева.
Тогда же, в первые дни работы по набору исполнителей, была разработана модель, которая использовалась в проекте больше года. Каждый потенциальный исполнитель должен был приехать в офис YouDo, заполнить анкету, пройти собеседование с сотрудником сервиса, предоставить два документа. В среднем каждый день процедуру верификации проходили 15 человек, однако статус исполнителя получали только 50% пользователей.
Сразу после запуска сервиса желающих стать исполнителями YouDo с каждым днем становилось все больше и больше. К концу 2012 года ежедневно в отдел верификации поступало более 40 заявок от пользователей. Кроме того, в начале 2013 года планировался запуск проекта в Санкт-Петербурге, где также надо было сформировать команду исполнителей.
Дистанционные собеседования
Чтобы увеличить количество ежедневно проверяемых пользователей и начать набирать команду исполнителей в Санкт-Петербурге, отдел верификации начал тестировать онлайн-собеседования.
«Онлайн-верификация представляет собой очень простую схему: человек записывает видео-ответы на несколько вопросов, присылает анкету, при необходимости дополнительно проходит телефонное интервью и получает статус проверенного исполнителя. Как показала практика, данный способ по качеству отбора исполнителей ничем не хуже живых собеседований», - отмечает Ксения Зиновьева.
На данный момент мы полностью отказались от офлайн-собеседований. Благодаря этому удалось увеличить количество ежедневно проверяемых пользователей в два раза. А заявки от потенциальных исполнителей стали обрабатываться быстрее: если раньше пользователь получал ответ от сотрудников YouDo в течение двух рабочих дней, то сейчас он получает письмо с дальнейшими инструкциями через несколько часов.
Правда, увеличилось и количество отказов: только четыре человека из десяти, приславших видео-резюме, получают статус исполнителя.
Тестирование
«Перед нами стоит еще одна задача. Мы работаем над тем, чтобы к менеджеру на ручную обработку попадали видео-резюме от пользователей, которые максимально подходят на роль исполнителей YouDo и которые действительно настроены на бытовой фриланс», - рассказывает Ксения Зиновьева.
По заказу YouDo группа психологов и социологов разработала специальный тест. С его помощью можно автоматически определить, подходит ли человек на роль исполнителя или нет.
В ближайшее время на сервисе появится специальный раздел для прохождения верификации. Процедура проверки будет состоять из следующих этапов: тестирование, запись видео-резюме (в случае успешного прохождения теста), подтверждение данных. По прогнозам, эта схема позволит сократить процедуру проверки до 15-20 минут.
После того, как человек успешно прошел проверку, он может выполнять любые задания. Однако мы постоянно следим за качеством команды проверенных пользователей. У нас довольно жесткие условия работы на сервисе.
Например, если человек не выполнил первое же задание, за которое взялся, или получил негативный отзыв (то есть, заказчик остался недоволен его работой), он теряет статус исполнителя без возможности его восстановить.
Кроме того, любой исполнитель вне зависимости от того, сколько у него положительных отзывов, лишается права выполнять задания после трех невыполненных поручений.
Наш "конвейер" по набору исполнителей за год доказал свою эффективность. В месяц из-за ошибок и плохих отзывов мы снимаем с верификации не больше пяти человек. На данный момент база исполнителей насчитывает уже больше двух тысяч человек.
Когда "быстрые" собеседования работают?
Наш опыт практически невозможно применить в классическом рекрутинге. Во-первых, для большинства исполнителей (почти 80%) работа на YouDo является источником дополнительного заработка. Во-вторых, пользователи сами выбирают, какие задания они будут выполнять, в каком районе города, за какое вознаграждение, когда. То есть им предоставляется полная свобода. В-третьих, механика сервиса культивирует конкуренцию между исполнителями. Поэтому пользователи стараются заработать как можно больше положительных отзывов, потому что от их количества зависит и число заданий, которые доверят именно тебе.
При соблюдении этих трех условий, можно попробовать воспроизвести нашу схему набора персонала в своей компании. Например, если вы предлагаете сдельную или почасовую оплату труда.
и потом....
1998г. Одним солнечным калифорнийским днем стоя на террасе дома в Пало-Альто, Пейдж и Брин обсуждали свой проект с инвестором. Парень из силиконовой долины недоумевал:
- Ребята я все понял, но как вы будите зарабатывать деньги ?
Ларри и Сергей переглянулись, и ответили:
- Мы пока не знаем, но что-нибудь обязательно придумаем.
:)