4 сен 2014, 13:20

Селекция особого персонала. Водитель

Продолжая рассмотрение темы об особенностях подбора и гипотетических возможностях селекции персонала особого по признаку его принадлежности к «ближнему кругу» руководства, переходим к водителю.

Обсуждение «безопасников» показало, что HR-ры не могут влиять на подбор этих специфичных специалистов, а тем более их селекцию и «культуривацию».

Секретарь - это номенклатура, казалось бы, попроще, но… ничего не бывает сложнее, чем «простой секретарь», приблизившийся к руководителю на неконтролируемое расстояние…

И уж чего может быть проще, чем найти и «отработать» водителя? Здесь вроде бы достаточно того, что он «без вредных привычек» и виртуозно управляет автомобилем.

Однако, давайте взглянем на нашу действительность без упрощений и прикрас. И откроется суровая правда: найти идеального водителя чрезвычайно трудно. Выполнение им профессиональных обязанностей, а также безопасность жизнедеятельности руководства роковым образом зависят от его личных качеств, психологических особенностей и обстоятельств личной жизни.

И тем паче - персональные водители. Это особый тип людей. Их так называют не только потому, что они служат персоне, но и потому, что сами они - личности. Зачастую персональные водители становятся членами семьи, партнерами по охоте и рыбалке, завхозами, телохранителями, сантехниками, «сексотами», садовниками, «нахлебниками» и лучшими друзьями. Существует несколько типов водителей, способных осложнить жизнь руководителю (а следовательно, и кадровику).

«Молодой». Год-два как из армии, где провел службу под четырехосным КамАЗом, УАЗом-469 и «Волгой» ГАЗ-31029. Благодарен судьбе за то, что устроился на понятную и привычную ему работу, которая уже не подразумевает автоматически должность разнорабочего у перевозимого лица. Может стать хорошим и относительно недорогим специалистом, однако на момент принятия на работу степень его ответственности определяется словами бывшего солдата: «День прошел - и хрен с ним».

«Фетишист». Неплохой парень, не женат, живет с мамой, интересов кроме автомобиля нет. С зарплаты обязательно покупает что-нибудь из аксессуаров: зеркальце дополнительное в салон, «вонючку-елочку» или записную книжку на присоске со срамной девкой на обложке. Сделайте ему замечание, и украшательство приобретет скрытые формы, вплоть до тайных экспериментов с присадками в топливную или смазочную систему.

«Буржуа». Работает давно и почувствовал свою «избранность». Его зарплата почти вдвое превышает зарплату менеджеров среднего звена, на которых он смотрит свысока. Среди остальных водителей держится особняком. Все водители в компании знают, что он особо приближен к шефу и достаточно ему сказать слово, чтобы решить вопрос с увольнением того или иного работника «рулевого колеса». В личной собственности 124-й «Мерс». Закончил строительство бани на даче и купил сыну в связи с поступлением в институт «девятку», почти такую же, с какой он начинал новую жизнь лет десять тому назад.

«Петрович». Весь покрытый опытом, и иначе как по отчеству его не зовут. Ездит на всем, что может не только стоять. Очень грамотно нарушает правила дорожного движения и штрафов почти не платит. Шуточки его грубоваты, но почти никогда не повторяются, как и истории из жизни. С полуслова понимает настроение пассажира, может в нужный момент помолчать или приглушить музыку. Шеф и не заметит, как за полгода повысит ему зарплату, отдаст старый, но дорогой мобильный телефон и устроит его двоюродную сестру на работу. А жена шефа передаст дочке «Петровича» к праздникам набор косметики. Ведь для себя он ничего не просит.

«Собственник». Водитель неплохой. К казенной машине относится как к своей. Автомобиль всегда в идеальном состоянии. Даже себе не позволяет пользоваться пепельницей, а стряхивает пепел в окно. Никогда не проезжает с ходу трамвайные пути - притормаживает. Неодобрительно бурчит на пассажиров, которые хлопают дверьми и оставляют после себя мусор. Даже шефа приучил отряхивать ноги от снега, перед тем как сесть в машину. Очень не любит, когда хозяин сам садится за руль.

«Таксист-нехватчик». Пришел с улицы по объявлению. Поговорка «Сколько волка ни корми - все равно в лес смотрит» - про него. Постоянно вздыхает о том, что на «Газели» он получал бы больше, никто не срывал бы его в четыре утра ехать в аэропорт, а вчера он потратил тридцатник на парковку и на собственные деньги купил жидкость в омыватель. Повышение зарплаты заставляет его замолчать лишь на пару недель. Но «бомбить» он не прекращает. Мамой клянется, что без шефа ездит на машине только до стоянки, хотя факты говорят о другом. Переднее пассажирское сиденье почему-то часто оказывается сдвинутым. Рано или поздно, вернувшись с совещания на 15 минут раньше чем обычно, босс не обнаруживает машины на месте. «Нехватчик» на раздраженный звонок объясняет, что «очередь на заправке».

«Бабник». Например, секретарь соединяет начальника с неизвестной девушкой, которая представилась «знакомой» и обратилась к нему по имени и на «ты». А водилу зовут так же, как шефа. Или водитель просит офис-менеджера заказать ему визитки с указанием должности «директор транспортного отдела». Потом выясняется, что визитки - для «Кать» и «Марин», перед которыми он служебную «Вольво» выдает за свою. Зато в автомобиле всегда чистота. Он четко знает, что жена шефа обязательно заметит волос блондинки на сиденье, поэтому утром вылизывает салон.

«Пенсионер». Помнит, сколько стоила бутылка «андроповки» и что «вот тут раньше был разворот». Заливать зимой в омыватель незамерзающую жидкость считает мотовством, машину моет из ведра тряпкой, сохранившей изначальные очертания кальсон. Попросить его погрузить упаковку минеральной воды нельзя - у него хондроз и одышка. Но и с работы не выгонишь. Во-первых, он дальний родственник первой жены директора, во-вторых, постоянно рассказывает о своих проблемах в виде неурожая картошки и больной тещи, на лекарства которой он тратит половину своей небольшой зарплаты.

«Болтун-учитель». Знает толк в международной политике, как в футболе, в охоте «с подсадной» и подледной ловле. Во время управления автомобилем не скупится на комментарии и эпитеты. Всегда готов дать совет о том, как вести бизнес, какие ботинки подойдут к вашему типу лица, жене шефа- как выбирать мясо на рынке и готовить холодец. Если его попросить, может немного помолчать, но обижается. Стоит с ним снова заговорить - вновь принимается за свое, и тут думаешь - уж лучше бы он обижался.

«Слесарь». Владение списанной из таксопарка «Волгой» дает ему повод считать себя спецом в устройстве автомобилей, однако его попытки произвести ремонт с помощью отвертки, пассатижей, ключа «на 13» и нескольких впитанных с молоком матери слов не всегда оканчиваются успехом. Обещания сэкономить 200 долл. на ремонте глушителя и самостоятельно промыть форсунки смесью из дизтоплива и ацетона оборачиваются полной заменой того и другого. На сервисе он стоит вместе с механиком, советуя, в какой последовательности лучше снимать глушитель и что крепления для него необязательно заказывать в Финляндии, а проще сделать из камеры и вязальной проволоки.

«Душка» - милейший человек, стремится предугадать все желания шефа, стать его другом, почти членом семьи. Завоевав доверие и получив доступ к приватной информации, постепенно становится влиятельной фигурой в компании, проводя за спиной босса собственную политику. Если не потеряет чувство меры, может продержаться очень долго.

«Бывший» - бывший инженер или научный сотрудник, которого обстоятельства вынудили оставить прежнюю специальность. Руководителям нравятся такие люди, с ними есть о чем поговорить, они могут поддержать разговор, дать дельный совет. Однако былые амбиции и ощущение нереализованности могут вызвать попытки устраивать маленькие неприятности с серьезными последствиями («случайная» поломка машины по пути на важные переговоры), распространение сплетен, продажа информации о шефе конкурентам и пр.

«Тайный алкоголик» - им может оказаться вполне приличный с виду солидный господин. Особенно опасны закодированные: такие люди живут в постоянном напряжении, чреватом неконтролируемыми вспышками агрессии.

«Забияка». Постоянно попадает в неприятные истории (аварии, драки, нарушения ПДД) и все это представляет как «происки ментов» (бандитов, конкурентов и т.п.). Будьте внимательны - возможно вы имеете дело с асоциальным психопатом (проще говоря, хулиганом), чья скрытая агрессия провоцирует окружающих. Особенно опасны в качестве личных водителей крупных чиновников, поскольку ощущение безнаказанности делает их «беспредельщиками».

В основном, бытует подкрепляемое опытом мнение, что перевоспитать, переделать водителя не получится. Нельзя исключать, что к этой должности все относятся свысока и не считают необходимым снизойти до особого внимания к его обучению и воспитанию. Уж кого-кого, а найти (поменять) водителя… да только свистни (напечатай вакансию).

Те, кто на этом «обжегся», изначально на должность водителя, даже без приставки «персональный», предпочтитают приглашать «взрослых» серьезных мужиков, имеющих крепкую семью и здоровую психику. Вполне осознанно выбравших свою работу и стремящихся быть ценными профессионалами именно в данной сфере. И это имеет аналогию тому, как женщине найти хорошего мужа: чем приличнее и заманчивее женщина, тем больше у нее возможностей… Но даже хороший муж, даже который «по любви», требует не только контроля, но и участия. И будет брак в смысле счастливого союза, а не брак в смысле дефекта и порчи.


7 0
1 428
18 комментариев
4 сен 2014, 14:51
New
"Когда должность водителя стала вакантной, я нашел прокурору нового. Мой приятель начальник местного АТП предложил Серегу. Я вызвал его к себе и поговорил с ним. Первые впечатления были приятными. Прокурор по моей рекомендации принял его. Но он оказался парнем непростым. Требования прокурора быть у него после звонка в течении 20 минут Серега воспринимал реально и, придя пешком к прокурору подгонял его, говоря:
- быстрее, а то не успеем!
Выйдя из дома, прокурор машины не обнаружил. Сергей сама невинность, повествовал:
- так она в гараже.
- А зачем ты подгонял меня?! - орет на него прокурор.
- Так нам же быстрей надо. Я пока туда схожу пока прогрею, пока к Вам… за двадцать минут не успею.
- Кого ты мне привел?! - орал уже на меня прокурор и я только пожимал плечами".
(А. Миронов, "Персональный водитель").
Занятно, прочитав ваш очерк вспомнил произведения английского писателя Джером К Джером, правда там история была не с водителем, а с горничной. Горничная быстро смекнула, что в семье нужно четко и быстро исполнять все распоряжения жены, а мужа можно ни во что не ставить, Как итог
Автор романа зовет к себе горничную:
- Мери... Мери...
Никакой реакции...
- Мери, ты меня слышишь?
- Да, сэр...
Удовлетворенный ответом глава семейства ждет, когда та подойдет к нему, а та как ни в чем не бывало продолжает заниматься своими делами... Наконец терпение хозяина лопнуло и он поднявшись с кресла сам пошел искать служанку:
- Мери, в чем дело, я же звал тебя...
А та как ни в чем не бывало ответила, что никто ее не звал, вы дескоть только спросили слышу ли я вас, и я ответила да...
4 сен 2014, 18:19
New
Дополнительного обучения для водителей не существует. Если есть права - это водитель, а разбираться в тонкостях ремонта авто он не обязан. Для персонального водителя требуется: подтвержденный стаж работы водителем от 3 (или 5 лет), часто требуют опыт именно персонального водителя (человек с положительными рекомендациями предпочтительнее чем бывший водитель маршрутки); отличное знание города и области; отсутствие вредных привычек и проблем с законом в прошлом; постоянная регистрация в регионе, своё жильё (благонадёжность); отсутствие глобальных семейных проблем, мешающих работе (график ненормированный жеж); личностные качества - готовность к подчинению, отсутствие амбиций, доброжелательность, физическая выносливость, лояльность, умение держать язык за зубами; опрятный внешний вид.
Личностные качества и наличие рекомендаций (по знакомству), пожалуй, являются основными условиями для трудоустройства персонального водителя. Т.е., как и для всех категорий обслуживающего частное лицо персонала, решение будут принимать по принципу нравится-не нравится, а не по количеству лет стажа безаварийного вождения.
Как это у водителей не существует дополнительного обучения?
Есть классность, 1,2,3 классы. Приобретая права, мы получаем третий класс. Расти и совершенствоваться в мастерстве никто не запрещает...
Автор поста
5 сен 2014, 07:38
New
Насколько мне известно, это практикуется только в специализированных АТП и в госструктурах. Действующим законодательством не определено повсеместное установление классности, всё - на откуп работодателя. Законодательно это осталось только в Белоруссии.
Ну с частников то конечно, какой спрос. Им волю дай, они бы вообще без прав ездили бы...
5 сен 2014, 10:28
New
Аз Веди полностью прав, водительские удостоверения(права) отличаются только количеством открытых категорий. Так же в мед. справке должна стоять отмека "с правом работы по найму". А "профессиональные" и "любительские" удостоверения ушли в небытие вместе с классами.
Но ни что не мешает работодателю в своём ШР ввести такие должности, именно должности, естественно расписав отличия в должностных инструкциях и установив разные оклады.
Нет-нет, это не для штатного расписания, это так сказать для себя, для самоутверждения. Некоторые автошколы помимо как выучить на права, как таковые, занимаются еще и дополнительной подготовкой водителей, как раз по классам, и далее - вплоть до экстемального вождения.
5 сен 2014, 08:27
New
О рекомендациях (начало в моем первом комменте):
"Прокурор, отпустив всех, попросил меня остаться. Типа а Вас, Мюллер, прошу остаться.
- Как же получилось что нам всучили такого водителя?
- Так это же месть Гладышева за рыбьи глаза.
- Какие глаза?
- Да понимаете, начальник АТП мастер варить уху. Но любит, что бы все хвалили, какая она вкусная. Меня воспитывали, что человек должен быть скромным. Но мне же неудобно говорить об этом Гладышеву. Я ему и посоветовал варить уху по-казачьи, удалив предварительно глаза, которые вызывают горчинку и пену при варении. Внушение великая вещь - сам на себе испытывал неоднократно.
- Ну и что? - смеется прокурор.
- Да Гладышев два года варил уху так, по моему совету, мол рецепт ее приготовления знают в мире только двое и передается он по наследству. Уху он делал на самом деле отменную. А однажды я спросил у него, зачем он ножом выковыривает глаза у рыбы. Тот на меня с удивлением так: «Что бы пены, ну горечи что бы не было». Я говорю: «Какой пены, какой горечи? Шуток не понимаешь что ли?» Вот он, нехристь, и затаился против меня. Сергей же был водителем автобуса у него. То уезжал куда то, что его не могли найти, в общем, чудил как всегда. А тут случай подвернулся - Гладышев и сплавил его к нам."
4 сен 2014, 21:41
New
Перечислены в общем то все существующие типы мужчин, хотя...наверное правильно говорят, хочешь узнать мужчину побыстрее, посмотри на его машину и на его стиль вождения...
5 сен 2014, 03:57
New
Как я была удивлена, когда мой спокойный второй муж сел за руль! Жесть!
5 сен 2014, 10:17
New
Истерить начал...?
5 сен 2014, 10:24
New
Машину дергал. Я тогда еще не замечала этой связи между истинным характером человека и манерой вождения.
Надо тоже научиться водить - интересно, как я буду вести себя за рулем?
Автор поста
5 сен 2014, 11:44
New
Машину дергают обычно из-за отсутствия опыта, манера вождения - это немного другое. Именно манера вождения, действительно, зависит от склада характера.
8 сен 2014, 03:37
New
Опыт у него дай Бог каждому. Просто он пытался быстро ездить по узким улицам города.
Автор поста
8 сен 2014, 07:13
New
И опыт быстро ездить по узким улицам города у него тоже есть? Выходит, он только делал вид, что спокойный?
8 сен 2014, 08:34
New
Так я об этом и говорю, что в тихом омуте... всякое бывает.
5 сен 2014, 10:29
New
Добавлю как и женщину!
Отменить Войти и отправить