Прочитала бурное возмущение общественности списком неудобных вопросов от небезызвестного агентства, хотела там написать, а потом передумала. Надо делить мух и котлеты ))))
И вот чем хотелось бы с общественностью поделиться:
1. Существуют некие вопросы на интервью, которые люди, задающие их, считают диагностичными, а люди, которым их задают - возмутительными.
2. Как правило, это не профессиональные вопросы про работу, а про всякое личное или вообще абстрактно-отвлеченное.
Учитывая довольно сильный шлейф возмущения на «дурацкие» вопросы у кандидатов, рекрутерам и руководителям стоит иметь ввиду следующие вводные:Задавать разные «неудобные/неожиданные/креативные/ и т.п. вопросы можно лишь тогда, когда:
- кандидат уже все знает про компанию, вакансию, задачи и т.п. и ОЧЕНЬ ХОЧЕТ работать в этой компании, на этой должности. Т.е. предыдущий интервьюер (или предыдущая часть интервью) уже вакансию «продал».
- компания, должность, условия, оплата - конкурентоспособны, имеют существенные конкурентные преимущества на рынке, и компания действительно может себе позволить выбирать (это не значит, что зарплата самая высокая, это значит, что есть причины, по которым кандидаты действительно стремятся в ней работать, может это уникальный опыт, может карьерный трамплин, может какая-то невероятная корпкультура про которую легенды ходят….).
-Либо компания НАСТОЛЬКО привлекательна, что может позволить себе любые способы подбора.
-Качество, которое интервьюер пытается выявить «креативным вопросом» действительно необходимо на этой конкретной должности.
Таки-да, спрос с предложением очень связаны и на рынке труда в том числе, не зря это тоже рынок…
А теперь вспомним анекдот про английскую королеву, продажных женщин и 10 000 фунтов.
И получается, что дело-то не в вопросах, а в том КТО их задает и ГДЕ. И креативность списка вопросов рекрутера на самом деле зависит от конкурентоспособности компании.
Самое большое возмущение вызывают не сами вопросы, а несоответствие амбиций посредственного работодателя его предложению. И ещё несоответствие выявляемых качеств реальным потребностям работодателя. Вот например, гуляющий по интернетам список вопросов для интервью из Гугл вызывает у людей умиление, а слямзившее этот список и использующее в своих собеседованиях какое-нибудь ООО «Ромашка» исключительно уничижительные гримасы и зубную боль… Список-то один и тот же. Дело не в том, что он западный и под наш менталитет не подходит, дело в том, что он из очень привлекательной компании, а пытается его использовать не очень привлекательная компания.
Это как когда родители очень –очень страшненькой девочки проводят допрос с пристрастием её нечаянному поклоннику, вместо того, чтобы затаив дыхание загонять в загс внезапную удачу.
Исходя из вышеизложенного могу посоветовать начинающим рекрутерам:
- Прежде чем выдумывать что-то креативное, использовать стандартный набор вопросов для интервью по компетенциям там достаточно средств для выявления.
- Реально и критично соотносить позиции работодателя на рынке и уровень креативности интервью.
- Если уж и использовать какие-то абстрактные задачки, то сначала выяснить, ЧТО они выявляют, и заодно убедиться, что для конкретной должности выявляемое качество ключевое.
И даже в случае, когда кандидат не проходит через сито требований, не стоит его "опускать" или демонстративно включать кривую усмешку. При уважительном отношении вежливый отказ будет в большинстве случаев воспринят без негатива и, значит, на вас не будет капать негатив. Зарплаты это может не прибавит, но сохранит вас человеком, не побоюсь высокого слова, достойным сего звания.