1 июл 2013, 10:09

Компании-трилистники

Что делать, если в компании периодически возникают подобные ситуации:
— требуются работники: много и «еще вчера»;
— с работниками надо оформлять трудовые отношения, а для этого нужны другие работники (кадровики, бухгалтера и др.);
— за 3-6 месяцев испытания (этот срок предусмотрен трудовым законодательством) трудно понять, подходит ли работник для выполнения конкретных функций и адаптировался ли он в коллективе;
— работодатель несет потери и убытки в случае болезни работника;
— при увольнении приходится оплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск, а в некоторых случаях – выходное пособие и выполнять другие обязательства по социальным гарантиям;
— увольняемые работники могут быть недовольны и имеют право обратиться в суд.

В общем, проблем у работодателя много и отчасти решить их позволяют современные технологии, которые лежат в основе «компаний-трилистников».
Схематично это выглядит так:
Первый «лист»: основной штат копании
Должности заявлены в штатном расписании, оформление происходит в соответствии с трудовым законодательством РФ, работодатель выполняет все социальные обязательства перед работником.

Второй «лист»: подрядчики
В российском законодательстве понятия «аутсорсинг» (outside resource using - использование внешних ресурсов) отсутсвует, такие отношения регулируются договором гражданско-правового характера, заключаемого с компанией-провайдером.
Как правило, на аутсорсинг выносятся неспецифические бизнес-процессы (напр., уборка, охрана и т.п.)

Третий «лист»: временные частично занятые работники
«Лизинг» персонала (personal-leasing – аренда персонала) и «аутстаффинг» (out + staff— вне штата) также находятся за рамками нашего законодательства. Весте с тем, многие компании используют эту технологию в случае привлечения временных или сезонных работников.
Разница между этими технологиями в том, что лизинговая компания заключает трудовые договоры со специально отобранными работниками и направляет их на определенный срок для выполнения указанной работы в компанию-заказчик.
При аутстаффинге работодатель самостоятельно подбирает сотрудников для выполнения временной или постоянной работы, но юридическим оформлением персонала занимается аутстаффинговая организация.
Некоторые холдинги (кстати, это понятие также отсутствует в российском законодательстве) используют технологию «инсорсинга» (insourcing – внутрихолдинговый аутсорсинг). Это способ организации бизнеса, при котором аутсорсер выступает контрагентом по отношению к дочерним и зависимым компаниям холдинга, но сам находится в структуре холдинга.
Например, в холдинге несколько юридических лиц по разным направлениям деятельности: производство, рекламное агентство и частное охранное предприятие. Работники рекламного агентства и частного охранного предприятия оказывают услуги производственной компании, оформив трудовые отношения со «своими» работодателями.
При использовании кадровых технологий работник взаимодействует с провайдером (формальным работодателем) и заказчиком (фактическим работодателем).

Провайдер (формальный работодатель):
— оформляет трудовые отношения с работниками;
— ведет кадровое делопроизводство;
— рассчитывает и выплачивает заработную плату, вознаграждения, подоходный налог, другие налоговые отчисления;
— оформляет и оплачивает листки нетрудоспособности, отпуска;
— предоставляет справки по требованию работника;
— взаимодействует с государственными органами по вопросам трудоустройства работников.

Заказчик услуги аутстаффинга (фактический работодатель):
— предоставляет объем работ, рабочее место, инструменты и оборудование, рабочую одежду;
— устанавливает график рабочего времени;
— контролирует исполнение трудовой дисциплины;
— перечисляет на счет провайдера денежные средства в объеме заработной платы рабочих, налогов на заработную плату рабочих, компенсации услуг провайдера.

Сегодня в США и странах Западной Европы более 90% компаний периодически пользуются услугами временного персонала.
В России "заемный труд" активно обсуждается.
Несмотря на то, что законодательством подобные отношения практически не урегулированы, все больше компаний используют подобные технологии (количество компаний, специализирующихся на кадровом лизинге и аутсорсинге, ежегодно увеличивается в 1,5 раза). Например:
— небольшие компании, имеющие штатные ограничения;
— выполнение краткосрочных проектов;
— необходимость оптимизации при оформлении работников;
— возможность привлечения высококлассных специалистов и т.д.

По результатам опроса, проведенного исследовательским центром портала Superjob: менеджеры по подбору персонала назвали представителей профессий и специальностей, которых компания привлекает для работы в качестве временного персонала: рабочие специальности, продавцы, торговые представители, специалисты по продажам, промоутеры, разнорабочие, IT-специалисты, курьеры, водители, операторы ПК и call-центра, инженеры и др.
По результатам этого опроса основными преимуществами привлечения временных сотрудников являются:
— экономия средств (31%),
— оперативное решение проблемы нехватки персонала под разовые (сезонные) проекты -30%,
— быстрое выполнение временными сотрудниками стоящих перед ними задач -7%,
— легкость процедуры увольнения и приема на временную работу -5%,
— отсутствие необходимости в обучении – 4%,
— минимум обязательств со стороны работодателя – 4%,
— возможность последующего приема таких сотрудников в штат - 4%.

Выгодно ли использование перечисленных технологий?
Здесь следует ориентироваться на долгосрочный эффект и считать затраты, к которым относятся:
стоимость времени, которое затрачивает работодатель на управление неспецифическими бизнес-процессами (клининг, охрана и пр.);
— ущерб, который может быть нанесен компании из-за некачественного выполнения этих функций «своими» работниками (к провайдеру можно предъявить претензии и взыскать сумму причиненного вреда);
— упущенную выгоду из-за того, что «профильные» задачи не были во время решены;
— потери, вызванные отсутствием требований к поставщикам результатов вспомогательных бизнес-процессов, независимо от того, переданы они уже внешним исполнителям или еще исполняются силами компании изнутри и т.д.

Во многих случаях использование кадровых технологий помогает уменьшить финансовые, временные и другие расходы.

Итак, «компании-трилистники» - это сочетание современных кадровых технологий для оптимизации бизнеса.
13 3
2 683
23 комментария
1 июл 2013, 13:29
New
"Профессионал. Этот статус имеют специально приглашенные Superjob профессионалы рынка труда."
Эти "профессионалы" стесняются признаться в сотрудничестве с SJ или полагают свои имена достаточно известными на рынке труда, чтобы кроме имени и фамилии сообщать о себе что-либо?
Нужно же читателю знать, на кого ссылаться, если вдруг в ответ на употребление странного термина, вынесенного в заголовок темы, менее информированные коллеги округлят глаза...
1 июл 2013, 14:08
New
Пожалуйста, подождите немного :) Мы запустились только несколько часов назад. Информация будет заполнена в профиле.
1 июл 2013, 14:20
New
куда спешили то? или у вас бонусы привязаны к "запуск с 01.07. с дочисткой до ..."?
вы уже с одним гуру кадрового делопроизводство сели в лужу анонсировав еженедельные ответы на вопросы...так всех последующих профессионалов можно было бы сначала пропиарить, прежде чем их опусы публиковать...
1 июл 2013, 14:51
New
"куда спешили то?"
Мне кажется, в данном случае небольшая задержка не критична.
2 июл 2013, 13:36
New
Информация об Ольге Светлышевой заполнена в её профиле, рекомендую к ознакомлению :)
hr.superjob.ru/community_…ile/20799/
2 июл 2013, 13:39
New
Лучше бы написали в каких компаниях она работала, нежели 2 абзаца про курсы Специалист и ее курсы про трудоустройству, со ссылкой же на сайт Специалиста.

Попахивает рекламой...
Автор поста
2 июл 2013, 16:01
New
Спасибо за интерес к моей персоне :)
Я учла Ваши пожелания и добавила в своем профиле предыдущие места работы.
Ссылка на сайт ЦКО "Специалист" сделана для желающих получить более подробную информацию обо мне.
Рекламой не "попахивает", поскольку информация по трудоустройству бесплатная, мы за это денег не берем :)
2 июл 2013, 14:00
New
поиск в интернете и то больше информации дает...((
Я не поняла, а о чем тема сия? О гениальной смеси при форме трудовых отношений? Так это уже лет 20 как в России используют. И от идеала, пока, сильно далеко.)
Автор поста
2 июл 2013, 20:25
New
Вы точно уловили суть статьи. Действительно, при фактическом использовании кадровых технологий на сегодняшний день в России нет для этого четкой правовой базы.
Кроме невнятной правой базы, этом вопросе еще много чего туманного есть.
В общем, само лекарство хорошо, но требует строго соблюдения рецептуры и порядка применения, чего больные гарантировать не могут..
)
2 июл 2013, 20:34
New
Жаль что статья достаточно сложная для понимания 90% читателей здесь, иначе Вы бы получили миллион тапков за лизинг и аутстаффинг
Автор поста
2 июл 2013, 21:03
New
Спасибо за комментарий!
Постараюсь следующую статью сделать более доступной для понимания конкретной аудитории.
Кстати, буду признательна за предложение актуальной для Вас тематики :)
3 июл 2013, 01:24
New
Ольга Юрьевна!
Блестящая статья, спасибо большое!
Я не согласна с уважаемым СДР, по-моему, статья написана как раз очень простым и понятным языком. Даны четкие определения, дословные переводы и описания всех терминов, а также особенности и преимущества их использования. Простите, но куда же доступнее?
3 июл 2013, 01:30
New
Если Вы на сайте действительно с мая 2011, то видели под каким градусом обсуждаются темы аутстаффинга
Автор поста
3 июл 2013, 06:29
New
СДР, хотелось бы получить конкретные рекомендации по тематике, а не эмоциональные высказывания "вообще". Если Вам есть, что предложить, пишите, обсудим.
Автор поста
3 июл 2013, 06:24
New
Замират, спасибо за позитив! Надеюсь, что и остальные материалы, публикуемые в HR-сообществе, будут интересны и доступны профессионалам :)
3 июл 2013, 06:42
New
Показательно, что все листы, кроме первого "находятся за рамками нашего законодательства" (с) Хочется надеяться, что когда законопроект о заемном труде в России будет принят, он будет принят не только в "наших" (с) интересах, но и в интересах большей части работающих граждан (которые, также являются не малой частью избирателей). Не смотря на то, что заемный труд является распространённой мировой практикой, его применение в России - стране где крепостное право (рабство) было отменено всего 152 года назад, лично меня достаточно сильно беспокоит. Поэтому хотелось-бы чтобы государство максимально ужесточило контроль, над фирмами, предоставляющими такого рода услуги.
3 июл 2013, 22:34
New
Как не крути - проблем это не решает...в итоге все три листа не ахти...и каждый гниет на корню...
Если есть задача сэкономить здесь и сейчас за счет персонала - да это отличная идея...во время аврала...но если такая система комплектования компании персоналом взята за основу, даже за правило..То будьте готовы к тому, что все проблемы которые в начале темы перечислены так и не решаются, плюс к тому же проблемы с временным персоналом, плюс некачественное предоставление ими услуг...и т.д..
Я вижу не один минус, а три...Работаю в таком трилистнике...грусть, печаль...
4 июл 2013, 10:25
New
Добрый день Ольга, а почему Н.В. Ломоносов?
Автор поста
4 июл 2013, 12:44
New
Забава, спасибо за Вашу внимательность: отвратильная опечатка :(
Запрос на исправление отправлен, сейчас сделаем.
Автор поста
4 июл 2013, 13:07
New
Все исправили! Еще раз спасибо :)
7 июл 2013, 13:17
New
Забава, спасибо за Вашу внимательность: отвратильная опечатка :(
Проясните новый термин - "отвратильная" опечатка
И где ВАША внимательность? ведь Вас сюда пригласили как профи....
Отменить Войти и отправить