29 авг 2013, 17:51

Как реагировать в ситуации, когда кандидат отказывается от предложения выйти на работу

Наверняка каждый HR или специалист по поиску и подбору персонала хоть раз да сталкивался с ситуацией, когда компания кандидату делает предложения и ждет в «свои стройные ряды», а кандидат отказывается от него.

Есть ли способы повлиять на данную ситуацию?

Как на нее реагировать? И стоит ли?

Прежде всего, важно было бы знать по какой причине кандидат отказывается от предложения. Если у него было на руках несколько вариантов, и он выбрал более привлекательное - это один момент. Тут переубеждения, скорее всего, не будут успешны. Перекупили.

Если кандидат после встречи остался с плохими ощущениями от компании или от людей, которые с ним общались - это другой момент. Возможно, просто кто-то кого-то не до конца правильно мог понять. В данном случае можно попробовать узнать взгляд обеих сторон и попытаться «донести» необходимую информацию, чтобы обе стороны смогли себя «услышать» правильно. Чтобы избежать таких ситуаций, менеджеру предварительно стоит по возможности присутствовать лично на переговорах с каждым кандидатом, чтобы вовремя вступить в процесс и «взять управление переговорами в свои руки», если это необходимо.

Или, может быть, в итоге общения кандидату были озвучены не те условия и уровень компенсации, которые проговаривали изначально. Здесь ответственность будет лежать на том, кто мотивировал кандидата изначально. Любая нечестность (будь то кандидат, либо компания), не принесет желаемого результата. Кто-нибудь обязательно останется разочарованным. «Играйте» честно!

В моей практике был случай, когда кандидат прошел несколько этапов встреч на позицию аудитора в крупный холдинг. Ждал финальной встречи с собственником. После финальной встречи, спустя месяц ожиданий, ему было сделано предложение. Но итоговый уровень зарплаты был ниже желаемой на 10000 руб. Сделаю комментарий, что изначально пожелания кандидата по зарплате были завышены по отношению к средне рыночной цифре. В итоге кандидат отказался от предложения. С нашей стороны были попытки убедить кандидата, ссылаясь на масштабы бизнеса и интересные задачи, но все оказалось безуспешно. Основной аргумент был в том, что через 6 месяцев у него будет следующий грейд на нынешнем месте и зарплату увеличат больше, чем на 10000 рублей. Смысла менять шило на мыло он не видел.

Продолжение истории было таково, что через пол года этот кандидат вновь появился на рынке труда с теми же ожиданиями. И снова откликнулся на вакансию, рассчитывая, что компания про него вспомнит и возьмет на работу на ее условиях. Мы напомнили компании о данном кандидате, но они отказались возвращаться к нему, учитывая, что кандидат когда-то отказался от них сам.

Итог в следующем. В любом случае, в данном вопросе нет однозначного ответа - уговаривать или нет. Каждую ситуацию следует рассматривать отдельно и анализировать адекватность кандидата, адекватность требований компании и условий, которые были предложены.

Анна Ананьина, менеджер по подбору персонала
Кадровое агентство "ВИЗАВИ Консалт"

8 0
4 425
48 комментариев
Что это за слово такое "Перекупили", мы что на базаре?
3 4
29 авг 2013, 18:09
New
Ваша "приветливость" всегда с вами )))
А что Вам не нравится? Деньги присутствуют? Присутствуют. Чем не покупка?
0 1
Слово мне не нравится, слово. В этом контексте оно не уместно, вы что там коров покупаете? Ах да, минусуйте меня полностью.
2 1
29 авг 2013, 18:17
New
Я же Вам говорил - терпимее надо быть! ) Чего раздражаться? Причём на пустом месте.
Есть РЫНОК труда! Понимаете, Р-Ы-Н-О-К!! )) Где одна сторона ОПЛАЧИВАЕТ (= ПОКУПАЕТ) труд другой. Это Вам тоже не нравится? )
2 1
А вам домысливать поменьше, про чужое раздражение. Вы, вообще, слышите что я говорю? Или для вас нет разницы между рынком труда и рынком КРС? Это слово не к месту.
2 1
29 авг 2013, 18:30
New
Да всё там правильно написано ))

В одной теме Вы пишете, что не любите завуалированную ложь, тут Вам не нравится открытая правда... А именно она тут и написана. Ну, "перекупили" - а что, не так, что ли??
Деньги были? Были. Рынок был? Был. Значит, всё остальное - просто придирки.
0 1
Вы издеваетесь? Или вы не чувствуете грань между скотом и человеком? Слово "купить" используется применимо к предметам, ну или в братковском наречии.
0 0
29 авг 2013, 18:47
New
В армии есть фраза: "можно и до столба докопаться, только его в наряд не поставишь" ))
0 0
Зачем вы мне приводите это народное творчество? Вам больше нечего возразить? Так признайте свою неправоту.
2 0
29 авг 2013, 21:56
New
Творчество привожу, потому что именно этим Вы и занимаетесь: докапываетесь до каждого столба :)
Объективно в фразе нет АБСОЛЮТНО ничего такого особенного, кроме Вашего личного восприятия. А речь идёт о совершенно объективной вещи: РЫНКЕ труда.
А Вы как будто первый раз услышали о слове "покупка", как на заре советской власти, когда деньги отменяли :)
В общем, не буду по десятому разу говорить и доказывать одно и то же, но указать на предвзятость и субъективность посчитал необходимым.
29 авг 2013, 19:46
New
Ага ... Или в футболе:-)

Вот где продают и согласия не спрашивают. И продажу игрока, а продают его полностью, как скот, называют продажей.

А на рынке труда кандидаты продают свои навыки. Работодатели эти навыки покупают, а не меняют на сало и спички. Не нравится покупатель - не продавайте :-)

Термин общепринятый и никого не раздражает :-)
3 1
29 авг 2013, 22:21
New
Меняют-меняют)) Я еще в старой версии СДж писала о дивной вакансии, где в графе обязанности было сто тридцать два пункта, а в графе условия работы один: бесплатное питание. Я тогда ржаль как конь))
0 0
29 авг 2013, 23:11
New
И что?

Нет желания менять 132 пункта на питание - ни кто не заставляет :-)
Причем тут ваш футбол? В футболе может и принято, но мы не футболисты. Пусть тогда рекрутеры спрашивают: "За сколько вы готовы продаться?" и посмотрим принятый или не принятый.
0 0
30 авг 2013, 08:44
New
Они так и спрашивают. И нет никакой в этом проблемы:-)
3 сен 2013, 09:38
New
Да. Футбол.
Продажу игрока называют продажей. И продают, и сдают в аренду.
Почти как на рабовладельческом рынке.
Что веселого в этом?
0 0
3 сен 2013, 09:58
New
Да ничего веселого. Но что-то я не слышал, чтобы рабы (футболисты) массово возмущались этой терминологией. А Вы слышали?

Вывод. То, что нам с вами чего-то не нравится, еще ни о чем не говорит.
4 сен 2013, 17:56
New
"Перекупили" - это обычный профессиональный жаргонизм в HR-сообществе, которые присутствуют во всех сферах деятельности. И ничего страшного в этом нет. В разных сферах деятельности сотрудники общаются принятыми у них терминами. Вы видимо на стройке или в автосервисе еще не были - что бы вы сказали тогда про их термины ))))))
1 0
29 авг 2013, 20:00
New
А мне тоже не нравится такая форма выражения этой мысли. Мы часто в жизни пользуемся эвфемизмами и в данном контексте они были бы очень к месту.
0 0
И я о том же.
0 0
29 авг 2013, 21:13
New
А как быть, если, выйдя на работу, кандидат узнает, что:
а) обязанностей у него намного больше, чем оговаривалось на собеседовании - работать он будет за троих;
б) зарплата в два с половиной раза ниже, чем оговаривалось на собеседовании и писалось в объявлении о вакансии, причем, "серая" или вообще "черная";
в) его может быть оформят по окончании испытательного срока и то по гражданско-правовому договору?
Я обычно убегала если не сразу, то через какое-то время, когда все это становилось очевидно.
Как правило, я читаю "черные списки" перед откликом на приглашение, но бывает и так, что отзывы сразу не найдешь, а "всплывают" они уже потом.
1 0
29 авг 2013, 21:29
New
Как быть, как быть. Не приступать к работе и не отдавать трудовую книжку, пока не будет трудового договора, в котором будет прописана зарплата, и требовать должностную инструкцию.
1 0
29 авг 2013, 21:46
New
Хмм, самое оно-то в том, что узнавалось это уже после того, как отработано энное количество времени, по намекам от коллег.
1 0
29 авг 2013, 21:54
New
Нет, а что мешало заранее о себе позаботиться и сразу все по местам расставить?
0 0
29 авг 2013, 22:19
New
Со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Большинство работодателей придерживаются схемы: или принимаешь все как есть, или до свидания. И доказывай потом следующему Hr-у что ты не летун.
4 1
29 авг 2013, 22:27
New
Еще раз спрошу: зачем отдавать документы для оформления, если нет договора и ДИ?? Почему все не выяснить сразу и не сказать до свиданья на этапе оформления?? Ничего видимо не понимаю.
0 0
30 авг 2013, 10:17
New
Да в том то и дело, что работодатели врут похлеще соискателей.
8 2
31 авг 2013, 21:29
New
Отвечу: да, часто headhunterы работают так, как и должны согласно своему названию (так называли людей на Диком Западе, заманивающих работников на золотодобывающие рудники. Надо ли говорить, что там с ними делали?), поэтому узнать о работодателе можно только попав в рабство...э-э-э, на работу. Кроме того, я жила и живу в небольшом городе (по сравнению с Москвой), где, конечно, не принято слепо доверять людям, но и не принято всех обманывать (в-общем-то, про своих плохих дателей мы сами все знаем, а также про нюансы работы у "хороших"), то есть сказывается недостаток информации, которую просто негде почерпнуть, кроме как из "сарафанного" радио, к которому на стадии собеседования доступа нет. Вы предлагает устроить допрос с пристрастием? Но,это, во-первых, невежливо, во-вторых, опытный, мало-мальски подкованный в психологии человек, просто уйдет от моих манипуляций.
3 0
30 авг 2013, 11:14
New
Представляете, хотела Вам плюсик поставить... и промахнулась. А тут такая система, что обратно единичку поставить не получается... :((
В общем, Вы должны знать, что у Вас +2
0 0
30 авг 2013, 12:36
New
А почему аудитору из поста только после финального собеседования и месяца! раздумий довели до сведения, что его ожидания в плане з/п завышены? То есть когда приглашали и собеседовали, его зарплатные ожидания ни у кого сомнений не вызывали и работодатель с самого начала не знал, что не готов предложить такой оклад? Вот поэтому такие сюрпризы потом.
2 0
30 авг 2013, 21:15
New
Мдя... Невесело, когда так происходит. Мне озвучили з\п ниже желаемой компенсации. Просто уже было интересно, чем же дело закончиться после -дцати собеседований.
0 0
30 авг 2013, 12:54
New
Хороший специалист по подбору находится в контакте с Кандидатом на всех этапах интервью. Он знает что для Кандидата критично важно, а что не очень, он знает могут ли ему сделать контроффер на предыдущем месте работы или нет, знает какие еще у Кандидата предложения о работе, и что для него в приоритете, на какие деньги пойдет, на какие нет и т.д. В конце концов, Кандидат просто ему доверяет и делится своими сомнениями в процессе собеседований.
Поэтому для хорошего Рекрутера отказ от оффера в принципе не может быть неожиданностью. Поэтому ответ на вопрос, поставленный в заголовке: никак не реагировать, пожелать успехов на новом месте работы и заверить в готовности сотрудничать в будущем при других обстоятельствах.
2 0
30 авг 2013, 17:05
New
вообще-то , существует так называемый мораторий найма.. он вытекает на основе сложившихся практических норм главы 2 Трудового кодекса(трудовые отношения) - на основании трудового договора -мораторий 3 дня, и мораторий 5 дней -на основе п.1. Правил ведения труд.книжек ( запись в трудовую заносят на работника,проработавшего свыше 5 дней). Отдельно статьей в ТК это не прописано- но этот мораторий 3-5 дней,когда наемный работник может отказаться от найма с момента официального приглашения на работу и фактического приступления к работе- является вытекающим обычаем из правопреминительной практики трудовых отношений в РФ
Другое дело- работодатель -клиент рекрутера, который отказал в повторном приеме человеку на основании его первого отказа, то он письменно отказал вашему претенденту -если этой формы отказа нет в списке дискриминационных, то посоветуйте человеку в поиске сначала выяснить ситуацию на своей фирме-обещание повышения зарплаты -это всего лишь обещания, хотели бы -сразу повысили.
1 0
2 сен 2013, 17:18
New
Если в заголовок темы вынесен вопрос, то в тексте логично ожидается ответ (совет)... При этом совет в духе Капитана Очевидность "Каждую ситуацию следует рассматривать отдельно и анализировать" не стоит времени затраченного на создание поста, ни на его чтение...
3 0