Как-то в нашу компанию «Избёнка» потребовался директор финансового управления.
К поиску кандидатуры подошли ответственно. Объявили конкурс, провели несколько десятков первичных собеседований с разными людьми.
Кандидатов на руководящие должности в нашей компании принято собеседовать дважды. Первое собеседование проходит с представителями управления персонала. Кто его проходит, приглашается на второе собеседование (финальное) – с сотрудниками других отделов компании. Это собеседование проводится с одной единственной целью: нам важно удостовериться, что этот человек – наш человек.
С финансовым директором оказалось не все так просто. Формально он второе собеседование не прошел. У него был большой опыт работы, убедительное резюме и хорошо поставленная речь. Однако разговор «за жизнь» на финальном собеседовании не клеился. Он неохотно поддерживал разговор на политическую тему. Морщился от словосочетания «здоровое питание» (хотя устраивался в компанию, которая продает натуральные продукты для здорового питания!). Критиковал семейные ценности, заявив, что в современном мире вопросам семьи уделено слишком много внимания.
Зато чуть ли не первым делом финансист поинтересовался, не оплатит ли компания парковочное место для его фешенебельной повозки недалеко от входа в офисный центр.
Категорически отказался получать корпоративную симку, сообщив нам, что иметь два телефона - «это как минимум моветон», поэтому он хочет, чтобы раз в месяц деньги падали на его личную симку. На вопрос: «Что главное в человеке?», легко и непринужденно ответил: «Главное – знать свое место и не тратить время на сомнительные авантюры».
Оговорюсь сразу: такое отношение к жизни имеет место быть. Но для «Избёнки» человек, который чуть ли не первым делом интересуется парковочным местом около офиса и отказывается от корпоративной симки в угоду моде – это странный человек. До сих пор таких сотрудников у нас не было.
Впрочем, тогда мы предпочли закрыть глаза на то, что общаться с потенциальным финансовым директором на отвлеченные темы нам категорически неприятно.
– Финансисты, они все такие, – успокаивали мы себя. – Четкие, конкретные и без особых эмоций. Люди дела и порядка. Он прекрасный специалист, а то, что не подходит нам по человеческим качествам и взглядам на жизнь – как-нибудь переживем. Чай, не детей с ним крестить.
И это был прекрасный урок для всех нас.
Финансовый директор проработал у нас чуть больше месяца. Дальше не смогли – попрощались. Первое решение, которое он принял – ограничил количество перерывов на чай/кофе в бухгалтерии.
– Девушки, – строгим тоном сказал финансовый директор. – Чай и кофе можно попить дома. А на работу вы приходите работать. Поэтому настоятельно рекомендую вам сократить встречи на кухне. Пока – это носит рекомендательный характер, если ситуация не изменится – будем вводить штрафы.
Как вы думаете, девчонки из бухгалтерии испугались нового финансового директора и кинулись работать в три раза больше? Конечно, нет. Он был далеко послан, а его руководительский антирейтинг начал стремительно расти.
Следующее кадровое решение – того хлеще. Финансовый директор среди бухгалтеров выделил робкую и скромную Свету и назначил ее своими глазами и ушами.
– Света, – важным голосом говорил директор, – Будешь докладывать мне, кто во сколько пришел, кто во сколько ушел и кто о чем говорил.
Света было заикнулась, что в «Избёнке» такое отношение к сотрудникам никогда не поощрялось, но финансовый директор строго зыркнул на нее, и Света замолчала.
Профессиональные качества финансовый директор проявлял довольно посредственно и примитивно. За месяц с небольшим выпустил невероятное количество приказов, приложений к приказам и приложений к приложениям приказов. Финансовая махина стремительно понеслась в сторону неповоротливой бюрократии.
Терпение лопнуло одновременно у всех. И тех, кто был в центре этого спектакля, и тех, кто наблюдал за спектаклем со стороны. Мы поняли, что зря понадеялись на чудо и попрощались с финансовым директором, объяснив причину, почему мы – не для него, а он – не для нас. Он, кстати, так ничего и не понял. Написал всем прощальное письмо, в котором ругался на «самодурство компании» и «устаревшие ценности».
С тех пор людей, которые не близки нам по духу и стилю жизни, в «Избёнку» мы не берем. И поблажек никому не делаем! Будь то финансист, продавец или курьер.
2. Организация бизнес-процессов в общем случае включает их явную формализацию посредством подготовки соответствующих распоряжений и регламентов. Когда мне приходилось создавать с нуля те или иные компетенции, начиналось все тоже с бюрократии. ДИ, ОШС, временные технологические схемы и.т.д. Без этого просто невозможно обеспечить ни контролируемый рост, ни грамотное управление вверенными ресурсами, ни найти ответственных, если речь не идет о компании в пару десятков - сотню человек, которая годами варится в собственном соку, и где о таких вещах как снижение издержек или рост ROA никто даже не задумывается, т.к. рынка конъюнктура пока благоволит бизнесу.
3. Финансисты очень редко обсуждают политику, религию или чьи-либо убеждения. Большие деньги любят тишину и делать их можно с кем угодно на чем угодно.
4. При оборотах 0,5 млрд в год о п.п. 1 и 2 в компаниях, как правило, еще не задумываются, потому что весь бизнес - вот он, перед глазами.
5. В чужой монастырь со своим уставом действительно не ходят, здесь Вы правы.
6. Обсуждение личных качеств третьих лиц с последующим вынесением общественного порицания и клеймением пороков лучше проводить на собрании комсомольского актива, а не на проф.форуме.
А всех любопытных до жареного иной раз хочется просто послать куда подальше и посоветовать не лезть куда не просят. Но ограничиваюсь фразой "А почему Вас это интересует?". В большинстве случаев срабатывает и жаждущие информации удаляются утолять свою жажду в другом месте. Но на коммуникацию по рабочим вопросам это никак не влияет, здесь я открыт и дружелюбен :-)))