2 апр 2014, 18:01

7 неприятных ситуаций, в которые попадают рекрутеры. Порой кандидаты болезненно реагируют на отказ

1. Кандидат звонит на домашний телефон и угрожает

К счастью, такое случается не часто. И все же попадаются маниакальные личности из числа кандидатов, которые находят домашние телефоны рекрутеров и звонят им, угрожая. Один HR-директор, который входит в состав экспертного совета нашего журнала, рассказал, что кандидат, позвонив ему, проговорил в трубку: «Вы заметили, что я звоню Вам на домашний? Это значит, я знаю, где Вы проживаете. Я воин-афганец, и легко заминирую Ваши машину и квартиру!» Выход один – не поддаваться на угрозы, обратиться в полицию.

2. Соискатель попросил выдать письменный отказ, а потом пошел с ним в суд

Потребовать, чтобы работодатель в письменной форме объяснил, почему отказывает в трудоустройстве, кандидат вправе, согласно трудовому законодательству. Более того, компания обязана предоставить такое письменное объяснение (ст. 64 ТК РФ). Но очень важно, что именно написать в таком отказе. Если просто указать, что кандидат не соответствует требованиям к вакансии или имеет недостаточную квалификацию, то можно проиграть в суде. «Нужен маркетолог? Я – маркетолог. Требуется опыт – он есть у меня, вот смотрите резюме. Нужна квалификация – она у меня на уровне, вот дипломы, сертификаты». Лучше писать в отказе, что Вы отдали предпочтение другому кандидату в ходе конкурса претендентов.

3. Претендент звонит на мобильный и ругается

Получив отказ, женщина, претендовавшая на должность администратора торгового зала, звонила HR-у крупной компании и ругалась на чем свет стоит, используя ненормативную лексику. Это было очень неприятно, потому что напоминало психологический шантаж. HR уже пугался, когда телефон начинал звонить. Способ действия: использовать технику заезженной пластинки – повторять, что решение Вы принимали не в одиночку, а потому оно зависело не только от Вас. Ничего изменить нельзя.

Остальные 4 ситуации читайте в журнале «Директор по персоналу» http://e.hr-director.ru/article.aspx?from=Social_%20hr.superjob.ru_2014.04.02&utm_medium=Social&utm_source=%20hr.superjob.ru&utm_content=2014.04.02&utm_campaign=Social_%20hr.superjob.ru_2014.04.02&aid=334932

Были ли в Вашей практике такие ситуации и как Вы поступали?


8 5
5 305
Лучшие комментарии
3 апр 2014, 08:49
"Человек, которого Вы пригласили на работу просит всё подробно описать в job-offer."- да, крайне неприятная ситуация для рекрутера. Это ж надо, мало того, что негодяй-соискатель требует официального приглашения на работу, так ему ещё и условия подробно прописать надо, с размером оклада, бонусов и прочих условий работы, которые были обещаны работодателем на собеседовании. Друзья мои, это нормальная процедура. А то, что кандидат на слово верит обещаниям о каких-то мифических условиях, которые нигде не прописаны и через месяц-два вынужден искать другую работу, потому что его обманули, это ненормально.
13 1

84 комментария
3 апр 2014, 03:47
New
Без регистрации невозможно прочитать. Если пишете пост, то давайте свободный доступ к информации.
2 0
7 апр 2014, 10:53
New
Пост и пишется для того, чтобы повысить показатели читаемости упомянутого журнала. Не ищите в таких "хитрых" публикациях посыл на загадочность и проникновение в самую суть.
2 0
7 апр 2014, 11:35
New
А... Лень регистрироваться
0 0
Автор поста
9 апр 2014, 01:28
New
Коллеги, регистрироваться не надо. Статью разместили в открытом доступе в первый день публикации поста e.hr-director.ru/article.…aid=334932
0 0
9 апр 2014, 04:11
New
Таких соискателей не встречала. А сама просила подробных объяснений отказа у компании SuperJob и - получила.
0 0
3 апр 2014, 08:49
New
"Человек, которого Вы пригласили на работу просит всё подробно описать в job-offer."- да, крайне неприятная ситуация для рекрутера. Это ж надо, мало того, что негодяй-соискатель требует официального приглашения на работу, так ему ещё и условия подробно прописать надо, с размером оклада, бонусов и прочих условий работы, которые были обещаны работодателем на собеседовании. Друзья мои, это нормальная процедура. А то, что кандидат на слово верит обещаниям о каких-то мифических условиях, которые нигде не прописаны и через месяц-два вынужден искать другую работу, потому что его обманули, это ненормально.
13 1
3 апр 2014, 09:36
New
Со мной подписали job-offer со всеми условиями, но только я ушла через 2 недели оттуда-как выяснилось брали на объем работы, а через три месяца я была бы на улице и с испорченной трудовой. Так, что нынче даже письменно заверенные условия-это не гарантия твоей работы долго и счастливо в компании.
2 0
3 апр 2014, 10:38
New
А как они Вас уволить потом хотели через 3 месяца? По сокращению?
0 0
3 апр 2014, 10:59
New
Как не прошедшую испытательный срок. Можно ведь условия соответствующие создать.
0 0
3 апр 2014, 11:43
New
Если оформление с первого дня по трудовой книжке, то просто так сократить за "непрохождение испытательного срока" нельзя, нужно, чтобы всё было задокументировано в виде выговоров например. А если по бумажке, которая именуется договор на оказание услуг или по срочному трудовому договору, то да, могут просто не продлить и всё без объяснения. А про то, как создать условия, чтобы человек сам ушёл, тома уже написаны....И ведь обидно, что работодатель всегда прав, а Вы потом - бегун, летун и т.д.
3 0
3 апр 2014, 11:00
New
А можно должность сократить. Вариантов много.
0 0
3 апр 2014, 09:36
New
«Нужен маркетолог? Я – маркетолог. Требуется опыт – он есть у меня, вот смотрите резюме. Нужна квалификация – она у меня на уровне, вот дипломы, сертификаты» - А зачем отказывать если опыт и навыки подходят? У нас в компании кто первый пришёл - того и тапки (т.е. работа) при условии наличия подходящего образования, хотя бы минимального опыта, адекватного внешнего вида и желания приступить к работе. (Правда, зарплата небольшая, смысла проводить огромные конкурсы нет).
А будет ли человек долго и плодотворно работать в компании - это не угадаешь, человек, может, просто умеет создавать видимость бурной деятельности, или у него случится завтра что-то, и нам придется расстаться...
Чтобы не попадать в неприятные ситуации, не нужно провоцировать их. Конечно, может попасться явный псих, но таких один на миллион, а в основном: поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступали с Вами. Закон бумеранга.
3 0
А еще один интересный момент

"Потребовать, чтобы работодатель в письменной форме объяснил, почему отказывает в трудоустройстве, кандидат вправе, согласно трудовому законодательству. Более того, компания обязана предоставить такое письменное объяснение (ст. 64 ТК РФ)"

Интересно, а что же все таки будет с недобросовестным работодателем, если он возьмет, да и не предоставить такое письменное объяснение? Ну вот взял, и проигнорировал, типа забыл-не увидел-не заметил-замотался ?
1 0
4 апр 2014, 21:24
New
"если он возьмет, да и не предоставить такое письменное объяснение?"
  - Делаете всё официально:
приходите к контору (что объявила о вакансии),
и перед началом собеседа - договариваетесь о том, что будет предоставлена такая бумага.
Правда, это, наверняка, означает лишь то, что Вас, как реального кандидата на открытую вакансию, рассматривать не будут.
А если и дадут отписку, то укажут, что сделан выбор в пользу другого соискателя.
(это - те возможные исходы, что вижу я)

"типа забыл-не увидел-не заметил-замотался ?"
- тогда, по той-же логике, для Вас это - не подходящий работодатель.
Ведь Вы не желаете работать у такого клоуна (дезорганизованного работодателя)?
0 0
Нет, вы немножечко не поняли. договориться с работодателем можно о чем угодно, вплоть до того, что он вам свою жену отдаст вместе с детьми на растерзание, в случае если он вас после собеседования на работу не возьмет. Только вы будете к нему целый месяц "завтра приезжать"....
- Ах, вам бумажечка нужна, так вы подъезжайте пожалуйста, мы вам все выпишем... Когда вам удобнее подъехать? Завтра сможете? Ну приезжайте...
А завтра - опять завтра приезжайте, и т. д.
А можно и так:
- Ах я вам тут обещал? И не выполнил? Ну ты уж меня пожалуйста извини...
0 0
5 апр 2014, 08:59
New
Да, я действительно не понимаю - какой резон компании, что занимается каким-то производством, делать именно так.
Какую выгоду они с этого получают?
Что расходуют свои время/деньги - это понятно.
А прибыль - от чего?
0 0
Ну что вы, неужели вы думаете, что все в этой жизни делается только за деньги, либо ради денег?
0 0
5 апр 2014, 09:51
New
Согласен с тем, что деньги - лишь один из вариантов достижения цели.
Но, если речь о ситуации на рынке труда, где ОСНОВНЫМ параметром является количество добываемых (в рез-те разных операций) денежных средств,
то этот вопрос - в числе главных.
0 0
5 апр 2014, 09:55
New
Раньше - была возможность редактирования только-что размещённого комментария (удобно для исправления опечаток).
Сейчас - такой возможности уже не вижу.
(в 1-й строке, вместо "что" стоит "чо")
1 0
5 апр 2014, 10:42
New
Да, такая возможность, думаю, будет реализована в некотором обозримом будущем.
0 0
5 апр 2014, 10:50
New
Так ведь такая возможность уже была реализована!
   Где она сейчас?
   Почему убрали её?
Так они ничего при этом и не затрачивают...
Это соискатель постоянно тратит деньги на проезд...
0 0
5 апр 2014, 10:11
New
Затрачивает работодатель (на оплату труда/раб.времени) того человека, которому приходится "работать с соискателями".
А только для удовлетворения чьего-то эго коммерческая организация работать не может.
Основная цель коммерческой организации - получение прибыли.
   Так посмотреть, соискателю приходится оплачивать и своё
питание, проживание, отдых+развлечение   :)
Бедный соискатель   :♦)
0 0
Конечно бедный, если у него нет денег на все это, а он вынужден еще и найти деньги на проезд к такому собеседователю...
А работодатель дополнительных расходов при этом не несет. человек, которому приходится "работать с соискателями" - итак деньги получает. Чего ему сидеть в потолок то глядеть? типа, на вот еще и это поручение выполни...
17 апр 2014, 08:47
New
Где подписаться? )
0 0
"Были ли в Вашей практике такие ситуации и как Вы поступали?"

Были ли в моей практике такие ситуации?
Вы знает, были... Были... Ведь были же...

hr.superjob.ru/voprosy_i_…ovanii-892
0 0
3 апр 2014, 12:09
New
Скопируйте статью полностью. Это не правильно давать ссылку, где при регистрации требуют номер телефона.
А потом мне будет реклама на него сыпаться?
0 0
Автор поста
3 апр 2014, 18:07
New
Коллеги, статью разместили в открытый доступ e.hr-director.ru/article.…aid=334932
2 0
4 апр 2014, 07:13
New
Вообще - то, судя по заголовку, вопрос задан рекрутерам! :)
0 0
Спасибо. Прочитал вашу статью полностью.
Давайте слегка пройдемся по всем пунктам.
1 и 3. Давайте подумаем, чем же вызвано неадекватное поведение кандидата? Проявляются ли в обычной ситуации у кандидатов такие черты характера? Думаю что нет. Значит это было чем то вызвано, надо бы попытаться выяснить чем...
Вы читали мой очерк, ссылку на который я скинул выше? Как вы считаете, это нормальное явление? И что же прикажете делать в такой ситуации? Думаю, что контуженый афганец в моем положении не стал бы тратить время на поездку домой за взрывным устройством, а смастерил бы его из подручных средств прямо на месте...
С п. 2. мы вроде бы уже разобрались, я тут выше уже писал.
4. Приняв предложение о работе и обозначив дату выхода, человек не выходит на работу
Это не что иное как "ответный ход" интеллигентного человека. Если в пунктах 1 и 3 мы имели дело с людьми, не особо то подбирающими выражения, То в данном случае, человек потерявший драгоценное время и деньги потраченные на проезд не тратит свои нервы на скандалы, а мило вам улыбается, охотно соглашается на все ваши мягко говоря не слишком то привлекательные условия и уходит в никуда, предварительно сердечно с вами попрощавшись, и разумеется давши вам свое согласие работать у вас, а как же, зря вы перед ним что ли 2 часа распинались? Неудобно как то вас огорчать...
5. Кандидат просит официальный joboffer и требует указать в нем оклад, условия работы
"...подумайте о таком нюансе: если человек, еще не приступив к работе, уже требует, чтобы все было официально прописано, до мелочей, то не получится ли потом, что руководителю придется любое поручение давать сотруднику в письменном виде и торговаться об оплате."
А как же? Конечно об оплате надо торговаться,тем более если поручения не свойственное трудовым обязанностям исполнителя, и обязательно до того, как поручение будет выполнено, а то опасаюсь, что потом торг будет уже и не уместен...
А что касается передачи распоряжения в письменном виде, то я бы даже рекомендовал применять такой метод. Очень это знаете ли дисциплинирует и исполнителя и начальника, особенно если поручение и отчет о исполнении дается под роспись.
А то знаете, в некоторых конторах, где очень много начальства и мало исполнителей, часто складываются такие ситуации, когда подошли к исполнителю сразу 10 человек, и и поручение каждого, нужно выполнить именно срочно. В такой ситуации у исполнителя есть возможность отсортировать распоряжения по степени их срочности, и даже при необходимости обратиться к непосредственному начальнику или директору с просьбой расставить приоритеты. А то зачастую бывает, что срочное дело, через две минуты оказывается уже и неактуальным, а отозвать поручение, как правило почему то забывают... Так что неплохо бы начальничушке сначала грамотно изложить свой полет мысли на бумаге, дабы не рассмешить исполнителя, а там глядишь - может и боевой пыл пройдет, и поручение окажется не таким уж и важным, и дачу этого поручения можно будет отложить на денек, а может быть и на недельку-на месяц, а может быть и навсегда...
пункты 6 и 7. На мой взгляд, это как раз и есть те самые хорошие работники, вопрос о трудоустройстве которых в случае отрицательного решения, как раз и следовало бы пересмотреть, потому что, этим людям или действительно очень нужна работа, или они действительно очень хотят работать в данной компании...

Ну вот, по моему так...
6 2
6 апр 2014, 16:09
New
//"4. Приняв предложение о работе и обозначив дату выхода, человек не выходит на работу
...
Выход: на собеседовании выясняйте, действительно ли сотрудник намерен сменить место работы."

На мой взгляд, если соискатель ходит по собеседованиям, то в подавляющем большинстве случаев он ищет ЛУЧШЕЕ место из тех предложений, которые у него есть или будут (даже если сейчас не трудоустроен). Поэтому выяснять, "действительно ли сотрудник намерен сменить место работы", не требуется, так как ответ очевиден.

Скорее всего, автор статьи имел в виду следующий выход: узнавать тщательнее на собеседовании, действительно ли сотрудник твёрдо намерен прийти работать именно в данную компанию.
На мой взгляд, узнать это не получится, так как
1) даже соискатель со слабым намерением выйти будет клятвенно заверять, но будет делать это только с той целью, чтобы предложение о работе для него оставалось всё ещё в силе (как резервный вариант).
2) намерение соискателя может быть сильно в момент собеседования, а вот после за время ожидания он может пересмотреть предложение данной компании, или у него могут появиться новые причины или обстоятельства, чтобы не выходить на работу.
3) соискатель-новичок на рынке труда (посетивший мало собеседований) просто не знает и не ведает, может ли он получить лучшее предложение, соответствующее его навыкам и опыту работы, поэтому в условиях неопределенности на всякий случай соглашается на предложение.
4) у соискателя, находящегося уже длительное время без работы и в поисках работы, принятие решение выйти на работу психологически более сложно и эмоционально тяжело. Эмоциональная тяжесть проявляется в следующем: каждое предложение работы он уже рассматривает не как счастье, свалившееся с небес, а более взвешено (так как есть, с чем сравнивать) и видит в нем недостатки, которые порождают сомнения, которые при длительных раздумьях порождают бурю эмоций. Помимо сомнений, чтобы выйти, ему ещё требуется преодолеть силу привычек, связанных с образом жизни, который сложился у него в отсутствие работы.

А выходы на основе тех соображений, которые я привел, могут быть следующими:
1) Если человек а)нужен срочно или
б)условия работы не столь привлекательны по сравнению с навыками и опытом соискателя,
то тут ничего не поделаешь, рекрутеру придется иметь дело с оборотной стороной - невыходом новоиспеченных сотрудников на работу.
2) Если же при поиске сотрудников необходимо снизить число невышедших в первый день на работу, то рекрутеру следует после собеседования давать время соискателю ещё подумать над предложением и договорится с ним, что он дня через три перезвонит с ответом самостоятельно. В этом случае число невышедших снизится, но и число принятых может уменьшится.

Так как цель большинства работодателей - заманить лучшего из лучших при этом на низкую по сравнению с рынком зарплату, то второй вариант смогут позволить себе единицы работодателей и рекрутеров.
4 1
7 апр 2014, 07:42
New
Неужели нынешние рекрутеры не знают действовать в подобных ситуациях и нуждаются в подобных статьях.
0 0
Это для девушек...
0 1
8 апр 2014, 14:54
New
А при чем тут девушки?
0 0
Ну для "девочки", если уж быть педантичным.
Так на местном жаргоне часто называют эйчера, вы наверное и сами часто встречали тут это словечко,
Во всяком случае я это имел в виду, и не чего более...
0 0
9 апр 2014, 13:14
New
Видимо не обращала внимания.
0 0
В прошлогодних дискуссиях это слово просто не сходило с уст, или с пера, уж не знаю как тут лучше написать, пусть будет с клавиш...
Сам босс Суперджоба несколько раз употреблял его.
0 0
10 апр 2014, 21:59
New
Знаю дивную историю. В одной компании кадрами занималась главный бухгалтер и во все тонкости КДП особо не вникала, ибо и так работы море. И вот приходит один такой соискатель и просит предоставить письмо с мотивированным отказом в трудоустройстве. Ну она и написала, мол, Вы нам не подходите, потому что мы рассматриваем на данную должность лиц женского пола. Прокуратура потом месяц мордой по столу возила =))
0 0
11 апр 2014, 10:04
New
Действительно.дивная компания.Подбором персонала занимается Главбух)))))
0 0
И чего только не повесят на бедных бухов...
0 0
Интересно... А на вскидку не помните, что может грозить дателю за это?
0 0
17 апр 2014, 10:25
New
5.27 КоАП, я так подозреваю.
0 0
16 апр 2014, 23:56
New
Странно, в моей ситуации обычно наоборот - отказывают по причине принадлежности к женскому полу. Правда, не письменно, а по телефону, и то после настойчивых расспросов...
1 0