20 апр 2015, 10:05

Устав организации: какое отношение он имеет к работе службы персонала?

Если коротко, то прямое. Устав – это документ, который определяет не только порядок создания и ликвидации организации, размер уставного капитала и состав учредителей. Для отдела персонала в нем содержится масса информации, которую необходимо учитывать при построении работы и оформлении документов.

А так как практика показывает, что на Устав часто отдел персонала никакого внимания не обращает, давайте рассмотрим, на что это может повлиять и какие проблемы создать. Большей частью, буду писать на примерах реальных конфликтов, поэтому просто «кейсовый» обзор практических случаев, связанных с Уставом привожу ниже.

Случай №1. Самый тяжелый в моей практике по последствиям. Разрабатываем для крупнейшей корпорации порядок децентрализации функций управления, передачу ведения документов в регионы в филиалы, работа длиться около полугода. Схемы прописаны, бизнес-процессы отрисованы, инструкции под каждую схему движения документов составлены и вот уже перед итоговой презентацией, наконец-то, попадается мне на глаза Устав этой славной компании (надо сказать, что до этого они его не давали, а я не настояла на том, что Устав это открытый документ). И вот в разделе «хранение документов Общества», а это, как правило, последний раздел Устава, обнаруживаю смешную фразу: «Все документы Общества обязательные для ведения по законодательству (куда естественно, относятся все кадровые документы, процедуру передачи которых мы прописывали) хранятся по месту нахождения исполнительного органа (читай – в г. Москва)». Заказчик в шоке, говорю «меняйте Устав», а у них для внесения изменений в Устав надо собрать 500 акционеров для ОЧНОГО голосования. Вот так-то. Вывод: после этого на всю жизнь запомнила, сначала я смотрю Устав, потом только начинаем обсуждать проект.

Случай №2. Сопровождаем спор по массовому сокращению персонала. Представляем в суде интересы работодателя. Как обычно, нас позвали, когда сокращение уже проведено, нарушений масса и уже коллективный спор в суде. То есть, скорректировать ляпы в документах возможности у нас нет. Со стороны работников отличнейший профессиональный адвокат, каждую бумажку просто насквозь смотрит. И вот все базовые вопросы уже проверены: и сроки уведомления и предложение вакансий, и основания для сокращения. Понимаем, что дело двигается к концу, уже пятое заседание, понятно, что предстоит последняя баталия, и будет решение. И тут адвокат просит суд запросить у работодателя подтверждение полномочий по принятию решения о сокращении. Начинам проверять документы и оказывается, что в Уставе полномочия по изменению организационной структуры не входят в компетенцию единоличного исполнительного органа - генерального директора. Они относятся к исключительной компетенции совета директоров. А у нашего клиента штатное расписание новое с сокращенными позициями утверждено приказом генерального директора и никаких решений совета директоров по этому вопросу нет. Не буду рассказывать, чем закончилась история, но то, что наш клиент чуть не поседел – это точно. На кону было восстановление около 1000 человек. Вывод: надо знать полномочия своих органов управления. Про полномочия, прописанные в ваших Уставах, кстати, историй могу много рассказать, и к чему они приводили, но не буду все профессиональные секреты раскрывать. Если у вас есть внутри компании юристы, пусть они и занимаются анализом.

Случай №3. Последний. Самый легкий. Проверка инспекции труда у компании-клиента. Проверяют трудовые книжки. Как Вы знаете, при внесении записи в трудовую книжку в качестве заголовка должно быть указано полное (и при наличии сокращенное) наименование организации. А надо сказать, что у компании очень сложное название в переводе с английского с использованием ГмБх, тире, запятых, указания названия штата и т.д. В общем в таком названии тяжело не сделать ошибку. И обнаруживается, что у компании в Уставе одно название организации, а в штампике (так как компания большая, чтобы не вносить название организации от руки, был изготовлен специальный штамп) сделано две ошибки с тире и большими и маленькими буквами. Итог: штраф за некорректное заполнение трудовых книжек и предписание внести корректировки в трудовые книжки работников. Оказалось, что с такой же ошибкой запись вносилась и в трудовые договоры работников и приказы по личному составу, поэтому несмотря на то, что штраф был небольшой (это год, наверное, 2012) тысяч 30000 на юридическое лицо и 5000 рублей на директора, но вот работы потом по корректировке было столько… Сами они не рискнули исправлять, позвали нас, заплатили нам кучу денег и все это просто из-за невнимательности.

Итоговый вывод: свой Устав специалистам отдела персонала надо знать вдоль и поперек, в нем может скрываться очень много подводных камней, которые могут вылезти в самый неподходящий (как правило) момент.


3 7
10 168
Лучшие комментарии
Согласна с Вами. Я об этом же подумала, читая пост. Автор, не замечая того, показывает всему " миру" свои же "косяки" и непрофессионализм. Видимо, профессионализма хватает только на то, чтобы наименование в документах исправлять за "кучу денег". Кто автор поста, я кстати, знаю) Она в том числе участник разработки профстандартов И одна из первых, кто начал на этом зарабатывать, типа повышая профессионализм кадровиков. Сама проходила тест на знание кадрового делопроизводства и законодательств а о труде на ее сайте, прошла на отлично, но чтобы получить сертификат, надо было пройти обучение. Платное, конечно. Но тогда, до принятия стандартов, это стоило намного меньше)) А сейчас есть где развернуться. Все это пишу не от злорадства. Я поменяла немного вектор развития и получать сертификат соответствия мне не нужно. Просто хотела обратить внимание на то, кто нам эти сертификаты выдает и на еще один способ чиновников и околосидящих получить наши денежки.
11 0

21 апр 2015, 20:06
в ответ на комментарий
Известные в стране люди не имеют право говорить чушь

Известные стране люди не имеют право публиковать посты с грамматическими ошибками

Известные стране люди не имеют такого права, потому что начинающие свой профессиональный путь малоизвестные или неизвестные стране остальные люди, к сожалению, внемлют и доверяют
10 0

60 комментариев
1 мая 2015, 14:36
New
Да почему глупость и грязь то...? Глупость в чем.. А грязь где...
0 0
1 мая 2015, 14:46
New
Грязь - это я не про эту темку. А глупости - это уже про эту. И грязь, и глупости изложены отнюдь не грубо, этого не отнять. Но от этого суть явлений не изменилась. Это все просто мое мнение. Челентано, да ладно Вам. Ну, не согласны Вы со мной, ну считаете меня бескультурной и неграмотной. Ну, как грится "в настоящее время каждый имеет свое право" :) Стоит ли копья ломать?:)
0 0
1 мая 2015, 15:03
New
Лично я тут глупостей не увидел, как и там грязи. Кто то диссертации пишет, кто то буквари. Бывает, случаются ошибки. Читатели самые разные сюда заходят. Масса кадровиков не то что про устав не слышали, но и все что выходит за рамки ТК не представляют...
А насчет той статьи... Там не грязь, там нормальный был крик руководителя, который платит деньги юристу за одно, а получает на выходе другое...
Помню прикол был. Мы взяли девочку юриста и через два месяца отправили в арбитраж. Приходит такая довольная, выиграла. Мы с директором порадовались вместе с ней и...отправили после этого к судебным приставам, так как нужно было не судебное решение, а бабки, а ответчик (юр) находился в "прединфарктном" состоянии и платить не собирался. Уволилась девочка после первой же поездки к приставам...
0 0
1 мая 2015, 15:13
New
Ну, Вы не видите, а я вижу. Не понимаю Вашего желания переубедить собеседника. Я предпочитаю согласиться или не согласиться. Кстати, советую :) А чего она уволилась-то? Приставы юристов не едят, они просто ленивые и не очень грамотные (хотя, кстати, щас стало лучше). Вот судьи... Судьи порой ведут себя просто вызывающе и унижают юристов в процессе так, что мама не горюй. Меня судьи порой куда больше напрягают. Ну, а то, что не все решения исполняются, это нормально, тут вины юриста нету.Чего тут увольняться :) Видимо, девочка неопытная была и рассказать ей об этом было некому. А может, и Вы с директором подлили масла в огонь, требуя чуда, нет?:)
0 0
1 мая 2015, 15:24
New
Не едят. Они их просто на порог не пускают, а девоча уволилась, потому что считала, что должна сидеть в консультанте и писать справки и изредка ездить в суды. Ей объяснили, что с этим и сами справимся... ну а судьи... Буквально месяц назад был в городском суде, по уголовке, представлял потерпевшую сторону. Так там федеральный судья, помощника прокурора так опускал (кстати по делу), что никакому юристу и не снилось...
Вы не обижайтесь, я просто за конструктивизм в дискуссиях.
0 0
1 мая 2015, 15:32
New
Не пускают? Хм... Приемные часы на сайте указаны, прекрасно пускают. Только вот делать ничо не хотят - это да:) Вы тоже не обижайтесь:)
0 0
1 мая 2015, 15:40
New
На сайте много чего указано, реалии же немного иные. Может где то и по другому, но в подмосковье к приставам очередь из желающих денег... Не знаю в чем там дело, то ли алиментщиков много, то ли у них там кадровый голод, то ли вообще завал... И машину им дайте, и имущество найдите, и директора разыщите... Тетки злые там сидят, хмурые, толстые, похожи на дознавателей в полиции...
0 0
1 мая 2015, 15:53
New
Ну, я имела опыт с приставами только в миллионниках :) Там команда молодая, как правило (до 40). Особо не хамят, но работу толком не делают. Я вот вчера буквально навещала своего пристава по аналогичному делу без шансов. Приезжаю строго в приемное время, очередь 0 человек:) В принципе она сделала все, что должна была. Но делала только тогда, когда я к ней приезжала. Т.е. надо приезжать и пинать и тогда все будет. А в плане отношения все чудесно. Мне никто никогда не хамил.
0 0
1 мая 2015, 16:03
New
Рад, что хоть где то, хоть и внешне, но порядок...
Еще раз убеждаюсь, хочешь кого нибудь наепaть, открой ООО, с директором со справкой из ПНД...
0 0