Если коротко, то прямое. Устав – это документ, который определяет не только порядок создания и ликвидации организации, размер уставного капитала и состав учредителей. Для отдела персонала в нем содержится масса информации, которую необходимо учитывать при построении работы и оформлении документов.
А так как практика показывает, что на Устав часто отдел персонала никакого внимания не обращает, давайте рассмотрим, на что это может повлиять и какие проблемы создать. Большей частью, буду писать на примерах реальных конфликтов, поэтому просто «кейсовый» обзор практических случаев, связанных с Уставом привожу ниже.
Случай №1. Самый тяжелый в моей практике по последствиям. Разрабатываем для крупнейшей корпорации порядок децентрализации функций управления, передачу ведения документов в регионы в филиалы, работа длиться около полугода. Схемы прописаны, бизнес-процессы отрисованы, инструкции под каждую схему движения документов составлены и вот уже перед итоговой презентацией, наконец-то, попадается мне на глаза Устав этой славной компании (надо сказать, что до этого они его не давали, а я не настояла на том, что Устав это открытый документ). И вот в разделе «хранение документов Общества», а это, как правило, последний раздел Устава, обнаруживаю смешную фразу: «Все документы Общества обязательные для ведения по законодательству (куда естественно, относятся все кадровые документы, процедуру передачи которых мы прописывали) хранятся по месту нахождения исполнительного органа (читай – в г. Москва)». Заказчик в шоке, говорю «меняйте Устав», а у них для внесения изменений в Устав надо собрать 500 акционеров для ОЧНОГО голосования. Вот так-то. Вывод: после этого на всю жизнь запомнила, сначала я смотрю Устав, потом только начинаем обсуждать проект.
Случай №2. Сопровождаем спор по массовому сокращению персонала. Представляем в суде интересы работодателя. Как обычно, нас позвали, когда сокращение уже проведено, нарушений масса и уже коллективный спор в суде. То есть, скорректировать ляпы в документах возможности у нас нет. Со стороны работников отличнейший профессиональный адвокат, каждую бумажку просто насквозь смотрит. И вот все базовые вопросы уже проверены: и сроки уведомления и предложение вакансий, и основания для сокращения. Понимаем, что дело двигается к концу, уже пятое заседание, понятно, что предстоит последняя баталия, и будет решение. И тут адвокат просит суд запросить у работодателя подтверждение полномочий по принятию решения о сокращении. Начинам проверять документы и оказывается, что в Уставе полномочия по изменению организационной структуры не входят в компетенцию единоличного исполнительного органа - генерального директора. Они относятся к исключительной компетенции совета директоров. А у нашего клиента штатное расписание новое с сокращенными позициями утверждено приказом генерального директора и никаких решений совета директоров по этому вопросу нет. Не буду рассказывать, чем закончилась история, но то, что наш клиент чуть не поседел – это точно. На кону было восстановление около 1000 человек. Вывод: надо знать полномочия своих органов управления. Про полномочия, прописанные в ваших Уставах, кстати, историй могу много рассказать, и к чему они приводили, но не буду все профессиональные секреты раскрывать. Если у вас есть внутри компании юристы, пусть они и занимаются анализом.
Случай №3. Последний. Самый легкий. Проверка инспекции труда у компании-клиента. Проверяют трудовые книжки. Как Вы знаете, при внесении записи в трудовую книжку в качестве заголовка должно быть указано полное (и при наличии сокращенное) наименование организации. А надо сказать, что у компании очень сложное название в переводе с английского с использованием ГмБх, тире, запятых, указания названия штата и т.д. В общем в таком названии тяжело не сделать ошибку. И обнаруживается, что у компании в Уставе одно название организации, а в штампике (так как компания большая, чтобы не вносить название организации от руки, был изготовлен специальный штамп) сделано две ошибки с тире и большими и маленькими буквами. Итог: штраф за некорректное заполнение трудовых книжек и предписание внести корректировки в трудовые книжки работников. Оказалось, что с такой же ошибкой запись вносилась и в трудовые договоры работников и приказы по личному составу, поэтому несмотря на то, что штраф был небольшой (это год, наверное, 2012) тысяч 30000 на юридическое лицо и 5000 рублей на директора, но вот работы потом по корректировке было столько… Сами они не рискнули исправлять, позвали нас, заплатили нам кучу денег и все это просто из-за невнимательности.
Итоговый вывод: свой Устав специалистам отдела персонала надо знать вдоль и поперек, в нем может скрываться очень много подводных камней, которые могут вылезти в самый неподходящий (как правило) момент.
Однако:
- Если при рассмотрении судом дела будет установлено, что в уставе общества содержатся положения, противоречащие закону, они не должны применяться судом при разрешении возникшего спора;
- Судом может быть признано недействительным положение устава, противоречащие нормам законов РФ (только отдельные положения, а не весь Устав в целом)...
Устав документ конечно важный, но закон есть закон.