22 июл 2013, 00:16

Как за счет разных вариантов оформления отпуска уменьшить или сократить фактические дни отдыха в рабочем году?

отпуск

В зависимости от того, как будет использован отпуск, работник может либо продлить себе дни отдыха в рабочем году, либо напротив — минимизировать такие дни и получить шанс побольше заработать.

Например, работник трудится по пятидневке и желает фактически отдохнуть две недели: с 1 по 14 июля 2013 года. Рассмотрим все возможные способы оформления такого отпуска:

1. Работник пишет заявление на 14 календарных дней отпуска: с 1 по 14 июля. В этом случае он получает отпускные за 14 дней и расходует половину своего законного отдыха. На практике это самый распространенный случай предоставления отпуска и вероятность длительных согласований с работодателем по поводу такого предоставления минимальна.

2. Работник пишет заявление на 16 календарных дней отпуска: с 29 июня по 14 июля. В этом случае работник по факту отдыхает такое же количество дней, но расходует больше дней отпуска, получая за них дополнительные отпускные, а также возможность поработать два лишних дня в году и в общем порядке получить за них зарплату. Такой вариант подходит для трудоголиков или для тех, кто больше заинтересован в зарабатывании денег, нежели в днях отдыха. Руководство против такого подхода, как правило, не возражает и с удовольствием подпишет заявление, если только компания не славится частыми простоями.

3. Работник пишет заявление на 12 календарных дней отпуска: с 1 по 12 июля. По факту то же количество дней отдыха, но на лицо экономия дней отпуска в ущерб получению большей суммы отпускных. Таким образом, работники пытаются увеличить себе количество дней отдыха в рабочем году, чтобы по возможности отдохнуть все календарные выходные в общем порядке и плюсом к ним и свои законные дни отпуска. Если работодатель не против такого подхода, то оформление возможно. Но обычно уже на данном этапе можно встретить возражения и предложение оформить отпуск в общем порядке на 14 календарных дней, включая выходные, поскольку работодателю как правило все же невыгодно терять сотрудника еще на лишних два дня.

4. Работник пишет два заявления по 5 дней отпуска: с 1 по 5 и с 8 по 12 июля. Фактическое количество дней отдыха по прежнему не меняется, а экономия календарных дней отпуска для сотрудника получится максимальной — 4 дня (14 — 5 — 5)! Это еще почти целая неделя отдыха! Согласиться на такое оформление работодатель может только в особых обстоятельствах. Либо у него отсутствует работа для сотрудника и в интересах работодателя чтобы тот отдыхал в рабочем году как можно дольше. Либо же сотрудник настолько ценен, что работодатель соглашается на любые его требования, в т.ч. продлить фактическое количество нерабочих дней в году.

Бывает и так, что сотрудник не претендует на отпуск, да и работодатель не горит желанием расставаться с ним даже на пару недель. Такая ситуации чаще всего характерна для руководителей или особо ценных кадров, с заменой которых на время отпуска возникают наибольшие сложности. В этом случае отпуска накапливаются и дабы избежать ответственности за непредоставление отпусков, у работодателей возникает вопрос: можно ли по согласованию с сотрудником списать накопленные дни отпуска на выходные, то есть периодически оформлять работнику отпуск на субботу и воскресенье?

Ситуация с таким оформлением обстоит следующим образом. Как известно, ежегодный отпуск предоставляют в календарных днях, а не рабочих. Поэтому формально Трудовой кодекс РФ не запрещает предоставлять дни отпуска на выходные дни: субботу и воскресенье, сотруднику, который трудится на пятидневке и согласен на подобное оформление. Главное, чтобы остальные 14 дней ежегодного отпуска были использованы единовременно.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что выходные дни и отпуск — это разные виды времени отдыха, и один из них не подменяет собой другой (статьи 106, 107 ТК РФ). По факту оформление отпуска на выходные дни лишает сотрудника возможности использовать в полном объеме все виды времени отдыха, предусмотренные трудовым законодательством, и тем самым увеличивает фактическую продолжительность рабочего времени сотрудника в рабочем году (абз. 12 ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 91 ТК РФ).

Отсюда регулярное предоставление отпуска в выходные дни может вызвать претензии со стороны трудовой инспекции. С учетом указанного, во избежание спорной ситуации с проверяющими предоставлять сотруднику отпуск на выходные дни регулярно все же не рекомендуется, хотя формально запрет на такое предоставление Трудовой кодекс не содержит.

К слову, альтернативным способом погашения неиспользованных отпусков может стать их предоставление с параллельным оформлением на период отдыха гражданско-правового договора. Подробнее о порядке оформления документов в такой ситуации, а также ответы на другие не менее актуальные вопросы, связанные с предоставлением отпусков работникам, специалисты службы персонала могут найти в бесплатной подборке материалов «Все об отпуске-2013!» от КСС «Система Кадры».

7 2
17 609
28 комментариев
22 июл 2013, 09:27
New
Я что-то не поняла, как так работник берет на 16 календарных дней с 29 июля, а отдыхает столько же, что и в пункте первом? о_О ведь по факту получается это еще 3 дня отпуска!
А если он например работать в эти дни будет, то как он получит и зп и отпускные?
0 0
Автор поста
22 июл 2013, 10:35
New
корректор решил актуализировать статью на будущий месяц (август) без спроса..спасибо за сигнал. уточнили даты отпуска как они и должны быть )
0 0
31 июл 2013, 13:32
New
там с 29 июНя. а это суббота и воскресение, т.е. по-любому выходные
0 0
31 июл 2013, 15:44
New
Это сейчас, а когда статься вышла, стоял совсем другой месяц.
0 0
22 июл 2013, 09:44
New
работник пишет...работодатель не возражает...
а тот факт, что ТК требует от работодателя составления графика отпусков и обязательного его исполнения сторонами, как бы и не в счет?
2 1
Автор поста
22 июл 2013, 10:31
New
Если в компании ходят строго по графику, который составляют без учета мнения работников, то читать материал смысла не имеет. Но как правило работодатели (особенно малые и средние компании, коих большинство, все же более лояльны. В результате: график по согласованию сторон может быть изменен (это раз), при составлении графика изначально может быть учтено желание сотрудника использовать отпуск тем или иным способом, или даже должно быть учтено - если в компании принято разбивать отпуска (это два), то что новые сотрудники (которые не попали в график), ходят именно по заявлениям и соглашению (это три).. т.е. ключевой смысл в том, что если возможны соглашения и как эти соглашения можно использовать.
3 0
22 июл 2013, 10:33
New
А часто ли этот пункт ТК реально соблюдается?
И более того, его соблюдение чаще всего не интересно ни работодателю, ни работнику:
1) работодатель стремится дать отпуск тогда, когда, по его мнению, "нет загруза"
2) работник стремится взять отпуск так, как ему действительно нужно, а не "как написано".
2 0
22 июл 2013, 13:33
New
Угу...а то сидят у нас в верхах начальство и ничего об этом не ведает...
Не подписывают такие заявления...
0 0
24 июл 2013, 13:01
New
У меня вопрос.Можно ли брать отпуск за свой счет?
0 0
Автор поста
24 июл 2013, 14:48
New
Можно. При этом, отпуска за свой счет нужно разделить на отпуска, которые работодатель:

- может предоставить (ч. 1 ст. 128 ТК РФ- www.1kadry.ru/#/document/…AP2CEU3G4/);
- обязан предоставить (ч. 2 ст. 128 ТК РФ- www.1kadry.ru/#/document/…AP24QO3DO/).

Так, работодатель вправе предоставить сотруднику отпуск за свой счет по любой уважительной причине. Это могут быть, например, семейные обстоятельства: свадьба члена семьи, болезнь родителей, проживающих в другом городе, и т. п. Признавать ту или иную причину уважительной или нет, решает работодатель. Продолжительность отпуска определяют по соглашению сторон.

В то же время в законодательстве закреплен ряд случаев, когда организация обязана предоставить отпуск без сохранения зарплаты по требованию сотрудника. Например, работающим инвалидам – до 60 календарных дней в году или сотрудникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников – до пяти календарных дней (абз. 5, 6 ч. 2 ст. 128 ТК РФ- www.1kadry.ru/#/document/…AP1UE23E0/).
0 0
30 июл 2013, 12:22
New
отпуск рассчитывается в календарных днях. а календарный день-это рабочий+выходной дни, поэтому фраза "два заявления по 5 дней отпуска: с 1 по 5 (понед-пятн.) и с 8 по 12 (понед.-пятн) июля" неправомерна, можно отпуск поделить на 14 +7+7 календарных дней, либо 14+6+8 календарных дней (см. 19 главу ТК РФ)
0 1
30 июл 2013, 12:55
New
В главе 19 ничего не сказано про 6+8 и 7+7 ))))))))))))))))))))))))))))))) Просто одна из частейь отпуска не должна быть меньше 14 кал.дней
1 0
30 июл 2013, 14:04
New
Отпуск – это один из видов времени отдыха, предусмотренных трудовым законодательством. Право на отдых каждому человеку гарантировано Конституцией РФ. Однако редкая организация позволит своему работнику отдыхать все 28 дней сразу. Поэтому часто работники делят отпуск на части продолжительностью менее 7 календарных дней. Это приводит к тому, что работник не может использовать отпуск для полноценного отдыха и восстановления трудоспособности. К тому же при предоставлении отпуска на период от 1 до 5 дней происходит подмена понятий «календарный день» и «рабочий день».
В статье 125 ТК РФ написано, что ежегодный оплачиваемый отпуск можно разделить на части по соглашению между работником и работодателем. Причем хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней. Кроме этого, в статьях 115 и 120 ТК РФ указано, что отпуск предоставляется работнику в календарных днях.
Самой большой ошибкой работодателя является расчет календарных дней сплошным подсчетом по календарю, так как бытовое понятие календарного дня не совпадает с понятием календарного дня в трудовом законодательстве. Согласно статье 14 ТК РФ: «В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни».
Кроме того, работнику во время трудовой деятельности устанавливается определенный режим рабочего времени. Понятие рабочего времени раскрыто в статье 91 ТК РФ: «Рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности…». Режим рабочего времени может быть разным – пятидневная неделя с двумя выходными, шестидневная с одним выходным и рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику. То есть рабочие и выходные дни должны чередоваться.
Косвенным аргументом в данном вопросе может послужить постановление Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», в котором прописан порядок перевода рабочих дней в календарные при некоторых наиболее популярных режимах рабочего времени. В частности, в статье 9 указано: «Количество календарных дней... рассчитывается путем умножения рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,4». Это значит, что стоимость рабочего дня не равна стоимости календарного.

Вред для здоровья
Предоставление части отпуска работнику менее чем на 7 календарных дней нецелесообразно с точки зрения режимов отдыха сотрудника и соблюдения требований законодательства по охране труда. Вот что говорит Международная организация труда об отпусках.

Фрагмент документа

Рекомендация № 47 Международной организации труда «О ежегодных оплачиваемых отпусках» № 52 (принята в г. Женеве 24 июня 1936 г. на 20-й сессии Генеральной конференции МОТ):

(…) Конференция, приняв Конвенцию1 , обеспечивающую трудящимся ежегодные оплачиваемые отпуска, принимая во внимание, что целью таких отпусков является предоставление трудящимся возможности отдыха, развлечений и развития своих способностей, учитывая, что установленные в Конвенции условия представляют собой минимальную норму, которой должна соответствовать всякая система оплачиваемых отпусков, считая, что желательно уточнить методы применения этой системы, рекомендует, чтобы каждый член Организации учитывал нижеследующие предложения: (…)
Хотя в особых случаях может представиться желательным предусматривать разбивку отпусков на части, однако следует избегать того, чтобы такие специальные меры шли вразрез с целью отпуска, который предназначается для того, чтобы трудящийся мог восстановить свои физические и душевные силы, израсходованные в течение года. В других случаях, за исключением совершенно чрезвычайных обстоятельств, разбивка отпуска должна быть ограничена распределением его не более чем на две части, одна из которых не может быть менее установленного минимума.
Рекомендую учитывать следующее:

1. Возможность разделения отпуска на части может быть только в том случае, если работодатель согласен на такое разделение. Решение по этому вопросу работодателю необходимо принимать с учетом его обязанности оплатить работнику отпускные не позднее, чем за три дня до начала этой части отпуска (согласно требованиям статьи 136 Трудового кодекса РФ).
2. Работодатель по трудовому законодательству отвечает согласно статье 212 Трудового кодекса РФ и обязан обеспечить режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
3. За нарушение требований по оплате отпускных и требований по охране труда предусмотрена как административная ответственность, так и уголовная (более подробно информация об этом содержится в приложении).
4. Отдавать себе отчет, что если работникам будет предоставляться отпуск в рабочих днях (на 1-2 дня, например), то и оплата отпускных будет происходить за рабочие дни по стоимости календарного дня, что исказить произведенные работнику суммы выплат и бухгалтерскую отчетность. А в случае не выплаты работнику отпускных за 3 дня до начала отпуска работодатель обязан компенсировать работнику данную задержку за каждый день, согласно требованиям статьи 236 Трудового кодекса РФ: «… в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя».

Помимо ответственности, предусмотренной Трудовым кодексом РФ, за нарушения законодательства о труде и охране труда, законодательном установлена и иная ответственность, предусмотренная Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом.
Митрофанова Валентина Васильевна (обратитесь к ней -она гендиректор Института профессионального кадровика, за разъяснением.
0 1
Автор поста
30 июл 2013, 12:56
New
Календарный день - это день календаря и никак иначе ;) И в ТК нет никакого запрета брать отпуск таким образом, чтобы он приходился только на рабочие дни.
2 0
30 июл 2013, 12:26
New
Если смотреть на календарь 2013 года - с 29 июня не имеем права отправить в отпуск работника, при условии его пятидневной рабочей недели. Вначале у работника должны быть отгуляны выходные за эту рабочую неделю, и только потом - отпуск. Иначе - нарушение и если так отпускать в отпуск, то за год у него выйдет переработка. Не отпускают в отпуск, начиная с выходных. Или с пятницы он может в рассматриваемом примере идти, или с понедельника
0 1
Автор поста
30 июл 2013, 13:00
New
Покажите ссылку на ТК, где установлено такое ограничение? И правило, что отпуск может быть предоставлен только после выходных за текущую неделю? Не стоит заблуждаться самими и распространять такие заблуждения. То, что делают и то как принято на практике, далеко не всегда соответствует тому, что есть и предусмотрено в законодательстве.
1 0
30 июл 2013, 15:37
New
Вероника, этот вопрос обсуждали всей группой на бизнес-классе в феврале 2013 года у Валентины Андреевой. Мы то как раз так и отпускали иногда персонал в отпуска - с выходных. И вот именно она объяснила, что это грубейшее нарушение, что у работника в этом случае будет переработка.
0 1
Автор поста
30 июл 2013, 16:32
New
Коллеги, всегда есть и были авторские позиции. Можно приводить любые фамилии громкие и не очень громкие. Какой из них следовать - каждый решает сам. При этом самое важное помнить, что при решении дел в судах и возникновении спорных ситуаций авторские мнения к учету не принимаются, в ход идут только нормы законодательства и ссылки на конкретные статьи :)
1 0
30 июл 2013, 16:52
New
Полностью с Вами согласна, Вероника. Для меня очень важно в этом вопросе разобраться раз и навсегда. Разве наличие переработки у работника - это авторское мнение? Андреева как раз основывалась на цифрах. А при решении в судах, как показывает практика - срабатывает давно известный подход про дышло. Знаю о чём говорю - муж юрист с 15-летним стажем. К тому же и с Трудовым кодексом не так однозначно всё, к сожалению. Даже комментарии к одной и той же статье могут разниться. Так что и в этом конкретном случае исход будет зависеть и от компетентности инспектора ГИТ, и от трактовки норм законодательства конкретным судьёй. В кадрах работаю с 2003 года, и на практике в судах встречалась с различными трактовками законодательства. :-)) На самом деле хочется, чтобы у консультантов-авторов статей-лекторов было ЕДИНОЕ понимание и трактовка норм законодательства. А то нам, простым практикам, сложно разобраться, кто реально - профессионал, а кто зарабатывает "лайки" выступлениями, семинарами и публикациями.
0 0
Автор поста
30 июл 2013, 23:34
New
Единое понимание будет только тогда когда наше законодательство станет предельно простым и прозрачным. В ближайшем будущем, это к сожалению, точно не случится.

По поводу переработки, ответьте сами себе где она будет больше по итогам года, если человек например, возьмет 4 дня отпуска с четверга по воскресенье (когда два дня отпуска выпадут на выходные) или те же четыре дня с субботы до среды (когда совпадет только один день)?.... если конечно кто-нибудь где-нибудь Вам не сказал, что брать отпуск с четверга по воскресенье тоже ни в коем случае нельзя... И если что, это только в качестве повода для размышления, не более, потому что в данном контексте можно еще много на какие детали внимание обратить.

К слову, если есть реальное желание разобраться в тех или иных кадровых вопросах с удовольствием приглашаю Вас в Летнюю Школу Кадровика, где Вы сможете совершенно бесплатно пройти обучающий курс с небезызвестной Вам Валентиной Ивановной Андреевой на тему "Кадровое делопроизводство" (school.1kadry.ru). Лично я крайне ценю и уважаю мнение этого автора, поэтому и для массового просвещения широкой аудитории мы записали обучающий курс именно с Валентиной Ивановной. Вместе с тем это ни капельки не мешает нам иметь разные взгляды и подходы на отдельные кадровые вопросы.

Как быть простым практикам? Легко! Послушать все точки зрения и выбрать самую правильную ;) Как известно, истина рождается именно в споре..который в т.ч. происходит внутри каждого из нас, когда начинают терзают сомнения по тому или иному вопросу и появляется желание докопаться до сути. Но кто-то предпочитает слепо следовать тому, что сказали, не задаваясь лишними вопросами... тоже вариант, вопрос куда он заведет...
0 0
30 июл 2013, 14:14
New
Наш работодатель решил, что теперь в отпуск вся компания будет уходить одновременно. Внимание: с 1 по 14 января и с 1 по 14 мая. И добавил: "Чтобы про Трудовой Кодекс я даже не слышал!"
0 0
31 июл 2013, 10:50
New
Молодец, правильно сделал. Жалко, что смысла писать заявления таким образом нет - праздничные дни в счет отпуска не пойдут. А то наши друзья в правительстве очень щедрые за чужой счет. Устраивают всей стране длиннющие каникулы, при этом себе на зарплату берут деньги в бюджете. А где брать деньги на оплату каникул сотрудникам малых предприятий? Хоть бы субсидию выделяли тогда из бюджета. Для наглядности представим абсурдную картину: правительство принимает решение считать праздничными 365 дней в году. И что, в такой ситуации работодатель тоже обязан ежемесячно выплачивать своим сотрудникам зарплату?
0 0
31 июл 2013, 12:06
New
не умеете вести бизнес, не беритесь. Если Вам даже нечем оплачивать отпуска сотрудникам :" А где брать деньги на оплату каникул сотрудникам малых предприятий? " Рассчитывайте свои возможности или идите в "госструктуру" работать.
0 0
31 июл 2013, 12:03
New
бегите от такого работодателя-рабовладельца
0 0
31 июл 2013, 16:25
New
а как же исключение из отпуска праздничных дней?))
0 0
31 июл 2013, 23:08
New
Никаких исключений. И зарплата 4300 руб (все оформлены на полставки)
Весело живем!
0 0
31 июл 2013, 13:01
New
Кто вам сказал, что нечем оплачивать отпуска? Никто вроде не жаловался... Не путайте отпуск и каникулы. Нами все наши возможности рассчитаны более 10 лет назад, так что про "не умеете вести бизнес" я бы поспорил...Когда писался бизнес-план и открывалось производство, отталкивались от того, что рабочий трудится в среднем 255 дней в году. И зарплата утверждалась исходя из этого показателя. А сейчас, благодаря популистским мерам правительства, люди трудятся, по моему, 248 дней в году. А оклад, рассчитанный из старых нормативов, мы платим (он конечно еще и корректируется на размер инфляции ежегодно), хотя он должен был снизиться т.к. люди стали меньше работать и производить продукции. А вы, наверное, из тех, кто любит много "получать", но не любит много "зарабатывать"?
0 0
22 мар 2016, 10:03
New
С помощью экспертной системы www.riskover.ru можно проверить имеет ли работодатель право не отпустить вас в отпуск (раздел "Действия в ситуациях" - "Имеет ли право работодатель не предоставить Вам положенный отпуск")
0 1