Сам я не HR, хотя и приходилось заниматься поисками работников. Где-то с 2006 года общаюсь с HR-ами довольно плотно и ежедневно.
В настоящий момент необходимо полностью "переформатировать "кадровую службу нашей организации. Ну по идее кадровая служба - это совокупность специализированных подразделений в структуре предприятия (с занятыми в них должностными лицами — руководителями, специалистами, техническим персоналом), призванных управлять персоналом предприятия. Что значит управлять? Если кратко, то основные направления службы HR следующие (с небольшими пояснениями из моего опыта работы с HR):
1. Поиск и прием сотрудников
2. Адаптация новых сотрудников
3. Обучение персонала
4. Мотивация персонала
5. Здоровье и безопасность персонала.
6. Взаимоотношения между работниками
7. Создание "кадрового резерва"
Разберем поподробней.
1. Поиск и прием сотрудников. Как осуществляется поиск в сегодняшних реалиях? В первую (и основную!) очередь это размещение вакансии на интернет-сайтах (ну например на Superjob-e), реже размещают вакансии в газетах или на радио и телевидении. Во вторую очередь это привод кандидатов руководителями компании. В первом случае приходится обрабатывать огромное количество присланных резюме и здесь многие HR откровенно халтурить - ищут не кандидата "золотое зернышко", а первого (на край второго, третьего), знания и умения которого приближены к требованиям вакансии. Во втором случае HR становится сторонним наблюдателем и повлиять мало когда и как может на ситуацию.
2. Адаптация новых сотрудников. Для многих знакомых мне HR-ов это словосочетание практически не знакомо. Лично знаю только две компании, где чуть ли не почасово расписана адаптация нового сотрудника на три-четыре месяца вперед с момента приема сотрудника на работу. В большей части компаний руководители HR даже не поднимают этот вопрос.
3. Обучение персонала. Занимаются этим, и некоторые даже успешно. Есть понимание, что людей надо обучать, повышать им квалификацию. Единственно, что не всегда "точечно" происходит обучение. Не всегда обучают тех, кого следовало бы обучить, но здесь скорее вина руководителя подразделения, где работает обучаемый, а не HR.
4. Мотивация персонала. Я уже и забыл как и каким образом служба HR может повлиять на способы мотивации работающего персонала. Данная функция полностью и безраздельно принадлежит руководству компании. В лучшем случае HR может сделать предложение руководству, и то не факт, что с предложением согласятся.
5. Здоровье и безопасность персонала. Здесь как правило, оформление полиса ДМС. Крупные и средние компании этим занимаются, а маленькие не могут себе этого позволить по финансовым причинам.
6. Взаимоотношения между сотрудниками. В "сытые" годы многие компании по поводу и без повода устраивали корпоративы "для сближения сотрудников друг с другом". Занимаются этим в компаниях как правило HR-ы. А такие обязанности, как психологические исследования коллектива, выяснения причин конфликтов и их решения, встречаются "в штыки" со стороны служб HR.
7. Создание кадрового резерва. Не буду ничего говорить, расскажу историю. Недавняя ситуация по моей компании. Ко мне в департамент нужен был высококлассный специалист, т.к. уволился работник, который отработал на данной должности 1,5 года. В прошлый раз проводили конкурс. Приглашали на собеседования 5 или 6 человек. Выбрали того , который показался лучшим (а не потому что остальные кандидаты были плохими). Соответственно, человек уволился, открыли вакансию и 1,5 месяца руководитель службы HR не мог ее закрыть. На мое предложение обзвонить тех кандидатов, которые уже приходили, руководитель HR сказал, что у него нет их координат. Было огромное желание предложить генеральному сменить руководителя HR. Вскоре после этого по моей просьбе наша служба HR произвела опрос среди компаний-партнеров по наличию у них кадровых резервов. Из порядка 40 опрошенных компаний, только у 7 оказались кадровые резервы, и только у 2-х из них кадровый резерв включает специалистов, не работающих в данный момент в компании. Вот и получаются ситуации со срывом срока поиска сотрудника.
Было бы интересно послушать мнение эй-чаров, а также "тех кто по другую сторону баррикад" по поводу: Что еще должно быть прописано в должностных инструкциях кадровиков? что "повесить" на них, а что "снять"?
Да и что повесишь-то на этих деб...лов-халтурщиков?
Я бы предложила Вам следующий вариант "переформатирования" - ликвидируйте как класс такое бесполезное подразделение, а:
- учет повесьте НА БУХГАЛТЕРИЮ
- поиск, отбор и создание кадрового резерва - НА СЕКРЕТАРЯ
- все остальное - естественно, НА МАРКЕТОЛОГОВ
P.S. А на Вашем месте я б ширше (или ширее) смотрела на такие функции как "Здоровье и безопасность персонала" и "Взаимоотношения между сотрудниками" и назвала бы их по-другому, например, Обеспечение требований охраны труда на предприятии и Обеспечение межфункционального взаимодействия подразделений