Именно так следует поступать, чтобы вовлеченность сотрудников в рабочий процесс сошла на нет.
Последнее время часто сталкиваюсь с ситуациями, когда в погоне получить максимум эффекта от сотрудников работодатели придумывают сложные мотивационные схемы оплаты труда, но при этом забывают о самых простых базовых принципах. Все они очень хорошо расписаны в книжке Екатерины Ветлужских «Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методика. Практика», которая недавно мне попалась на глаза. Екатерина в книжке выделяет 7 признаков. Я назову только три, которые сама считаю самыми-самыми... а Вам предлагаю дополнить список своими принципами, исходя из ваших представлений об эффективной оплате труда.
Принцип 1. Прозрачность и понятность системы вознаграждения
Система вознаграждения должна быть понятна сотруднику, т. е. важно, чтобы он смог просчитать, какие усилия должен приложить для достижения данного результата и какое вознаграждение за это получит. По теории ожиданий Врума, если его усилия будут соответствовать вознаграждению, такой сотрудник будет мотивирован на выполнение данной задачи или на достижение результата. Если же сотрудник не может посчитать, какое вознаграждение получит, поскольку расчет вознаграждения очень сложен, вряд ли он будет заинтересован прилагать максимум усилий для выполнения стоящих перед ним целей и задач. Скорее всего, такой сотрудник будет работать на среднем уровне своих возможностей.
Хотя в наших российских компаниях все еще существуют ситуации, когда размер премирования зависит от субъективной оценки руководителя или его настроения. Кроме того, часто менеджеры не осведомлены не только в том, как нужно выполнить задание, но и в том, что от них требуется, чтобы руководитель был удовлетворен их работой и они получили адекватное вознаграждение. В таком случае сотрудник не знает, как изменить свое поведение, чтобы получить большее вознаграждение, даже если он этого и желает.
Таким образом, если вы хотите получить мотивированного сотрудника, система вознаграждения должна быть понятной и прозрачной.
Принцип 2. Своевременность выплаты вознаграждения
Должны быть установлены определенные и известные всем сроки выплаты как постоянной, так и переменной части зарплаты. Если вы задерживаете выплату переменной части заработной платы, то тем самым не только снижаете мотивацию сотрудника на достижение результатов в будущий период, но и можете вызвать демотивацию, раздражение, неудовлетворенность и, как следствие, отсутствие лояльности к компании, увольнение ценных специалистов.
По возможности сокращайте время между результатом деятельности сотрудника и выплатой премиальной части зарплаты.
И очевидно, что чем ниже уровень зарплаты, тем важнее работодателю соблюдать принцип своевременности.
Принцип 3. Справедливость системы оплаты труда
Вознаграждение должно быть справедливым. Недопустима ситуация, которая часто встречается в наших компаниях, когда вновь пришедшему сотруднику за выполнение тех же самых функций выплачивается большая зарплата, только по тому, что на меньшую уже никого не взять. При этом "старичкам" повышать зарплату никто не спешит. А зачем? Если они итак работают. Но если факт несправедливого вознаграждения раскроются, то последствия могут быть не самыми радостными. Например: полная потеря интереса к работе, поиск параллельного дохода в ущерб текущей работе, воровство, интриги, "нехорошее" увольнение.
Несомненно за больший вклад или большую ответственность и результативность должно, выплачиваться и большее вознаграждение. Справедливость можно установить, если провести оценку должностей/рабочих мест и установить уровень заработной платы (постоянную часть) в соответствии с ценностью должности для компании: чем она выше, тем выше постоянная часть зарплаты, а величина переменной части заработной платы зависит от результатов деятельности конкретного сотрудника.
А что бы Вы добавили к этому списку?
И кстати о справедливости. Справедливости ради, нужно отметить, что 12 октября, т.е совсем скоро день кадрового работника. От всей души поздравляют всех "сообщников", причастных к этому делу. И приглашаю отпраздновать вместе 16 октября! Не забудьте захватить с собой цветные бумажки для записей, очень пригодятся :) Подробности здесь: http://seminar.1kadry.ru/#/event/kss_webinar16102014/
2."сокращать время". Для небольшой компании - это возможно. В остальном - простите, процедура))))
1.у нас отчетик был, в которм каждый сотрудник, у которого было много критериев, мог посмотреть сколько он заработает (в основном это были продажники, закупщики, сотрудники логистики и операторы). Это удобно. Но для этого процессы в компании должны быть настроены и все действия должны своевременно выполняться в информационной системе предприятия.
Все, что Вы написали - очень правильно.