28 мар, 09:32

Сертификация и независимая оценка квалификаций: как это скажется на работе HR специалиста?

Для начала предлагаю определиться с терминами, так как многие специалисты по управлению персоналом подменяют одно понятие другим. Итак, «сертификация» регламентирована в нашей стране Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", согласно ст. 2 которого «сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров». Сертификация бывает обязательной, когда такие требования установлены законодательно (как правило, это сертификация определенных продуктов и услуг), и добровольной.

Если мы говорим о сертификации специалистов на соответствие каким-то профессиональным компетенциям, то это только добровольное прохождение процедуры в организации (органе), который ее осуществляет. Законодательной сертификации в нашей сфере «Управление персоналом» нет и законодательно она не требуется. Тем не менее, многие HR-специалисты такую сертификацию добровольно проходили. Самая распространенная сейчас это, наверное, сертификация, которую осуществлял Национальный Союз Кадровика. Что давал такой сертификат специалисту в области управления персоналом? Подтверждение квалификации работника Национальным Союзом кадровика.

Говорит ли этот сертификат, что человек компетентен в определенной сфере – не знаю, для этого необходимо понимать порядок, как осуществлялась такая сертификация. Возможно, в сфере HR есть еще и другие сертификаты, но мы сейчас не об этом. Наша задача разобрать, чем такая добровольная «сертификация» отличается от выстраиваемой в нашей стране «добровольной оценке квалификации», о которой с 2012 года говорит наш Президент.

Сейчас подготовлен к первым чтениям и прошел одобрение Национальным Советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям проект федерального закона «О независимой оценке квалификаций». Согласно этому законопроекту в стране будет выстроена система оценки квалификаций, которая строится на основе разработанных профессиональных стандартов, выделенных квалификаций и прохождения процедуры оценки, которую будет определять отраслевой совет.

Чтобы пояснить это простым языком, надо сделать тут ряд пояснений.

Первое: с 2013 года у нас в стране разрабатываются профессиональные стандарты. Думаю, что это такое уже знают все HR-специалисты. Определение термина «профессиональные стандарты» содержится в ст. 195.1. Трудового кодекса РФ, а реестр всех принятых стандартов ведет Министерство труда РФ на сайте: profstandart.rosmintrud.ru/

Орган, который курирует работу по профессиональным стандартам и независимой оценке квалификации, это Национальный Совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (их сайт nspkrf.ru). В Национальном Совете создаются отраслевые советы, которые курируют эту работу по отраслям. Сейчас таких советов 23, один из которых – Совет по профессиональным квалификациям в области управления персоналом. С полным перечнем всех отраслевых Советов можно ознакомиться тут: nspkrf.ru/soveti.html

Что делают отраслевые советы в части оценки квалификации? Они курируют разработку отраслевых профессиональных стандартов, выделяют квалификации, разрабатывают оценочные средства, и именно отраслевые советы будут разрабатывать порядок оценки квалификации и давать аккредитацию центрам оценки квалификаций (ЦОК).

Выступление Министра труда Топилина по вопросу профессиональных стандартов, центров оценки квалификации и проекта этого закона можно посмотреть здесь: regnum.ru/news/economy/2104647.html, а также: www.rosmintrud.ru/labour/15/10.

Цитата с мартовского (24 марта 2016 года – ссылка на источник дана выше) выступления Министра: «Задача заключается в том, чтобы в постоянном режиме и работодатели, и работники могли именно в независимых структурах, независимых прежде всего от системы образования, проводить оценку знаний и умений работников в добровольном формате. Пока это будет добровольный режим, потому что эту систему ещё нужно создавать и отработать».

Так что же изменится в работе специалистов по управлению персоналом с введением системы оценки независимой квалификации?

Первое: в компанию могут приходить устраиваться на работу соискатели, которые прошли независимую оценку в Центре оценки квалификации (ЦОК) и предъявляют при собеседовании свидетельство о квалификации. Значит ли это, что работодатель обязан взять именно кандидата, у которого будет такое свидетельство? Нет, конечно. Но при отказе в приеме на работу такому кандидату работодателю будет необходимо мотивировать свой отказ и это будет просто сложнее с учетом того, что отказ в связи с тем, что квалификация работника не соответствует требованиям должности (профессии), на которую претендует соискатель, может оспорить именно на том основании, что он свою квалификацию уже подтвердил в ЦОКе.

Второе: если работодатель проводит внутреннюю аттестацию, и работник не согласен с заключением аттестационной комиссии, то сам работник может обратиться в ЦОК, пройти там независимую оценку квалификации и на этом основании вступать в конфликт с работодателем для оспаривания решения внутренней квалификационной комиссии.

Также работники, скорее всего, будут обращаться в ЦОК и при возникновении различных конфликтных ситуаций с работодателем, при которых определение квалификации являлось обязательным для проведения процедуры, например, сокращения численности или штата (определение преимущественного права), для предложения переводов на вакантные позиции (в случаях установленных законодательно) и др.

Какие же преимущества может получить работодатель от внедрения системы независимой оценки квалификации?

В первую очередь, естественно, понимание квалификации работника и отсутствие необходимости оценивать ее внутри компании при трудоустройстве.

А также преимуществом может быть то, что появятся внешние компании, к которым и сам работодатель сможет обращаться для оценки не кандидатов, а уже работающих работников, ведь внутри каждой компании практически нереально создать объективную систему оценки, как минимум по причине отсутствия экспертов во всех сферах профессиональной деятельности.

Третье, например, понимая, что в отдельных случаях конфликтов с работниками не избежать, условно, при сокращении и при наличии одной вакантной должности на нескольких кандидатов, работодателю будет оптимальнее отправить сокращаемых работников именно в независимые центры оценки квалификации, чтобы самому не принимать решение, которое заведомо создает риски судебного конфликта. Понятно, что, так как система будет добровольной, работники также могут отказаться проходить такую оценку, но это тоже с определенной стороны характеризует работника. Главное, такой отказ задокументировать.

Прохождение такой оценки будет осуществляться на платной основе, где плательщиком будет тот, в чьих интересах проводится оценка. При этом сейчас вместе с законопроектом о независимой оценке квалификации планируется внести поправки и в Налоговый Кодекс РФ, чтобы расходы на такую оценку работодатель мог в дальнейшем относить на себестоимость.

А не станет ли эта независимая оценка очередной профанацией? Когда за деньги можно получить любой сертификат?

Порядок оценки в стране будет во всех ЦОКах единым и будет зависеть от того, на какую квалификацию (какого профессионального стандарта/стандартов проходит оценка. То есть не сам Центр оценки квалификаций разрабатывает процедуру оценки, а он получает ее от Отраслевого совета по профессиональным квалификациям. Поэтому такой порядок прохождения оценки на конкретную квалификацию будет единым для всех ЦОКов, и работа их будет строиться под контролем именно Совета. Совет по профессиональным квалификациям будет давать аккредитацию ЦОКам, контролировать их работу и в случаях нарушения порядка оценки лишать аккредитации.

А как будет работать эта система, мы узнаем уже в этом году. Сейчас уже минимум два отраслевых совета запускают работу по независимой оценке квалификации, к концу 2016 года их станет уже гораздо больше.


1 10
3 378
0 комментариев
Отменить Войти и отправить