В последнее время появляется много сообщений о сокращениях, проводимых в крупных компаниях. Да и информация от компаний, не фигурирующих в СМИ, подтверждает это. В тех или иных масштабах многие предприятия сейчас сокращают персонал. Причем тенденцией является то, что большое количество сокращений проводится именно с целью оптимизации. Чего стоит только пример «Сбербанка», который сокращает 3000 юристов в связи с тем, что автоматизирует большую часть юридической работы. Или текущее и планируемое сокращение в «Мортоне». Сергей Гордеев, выкупив в интересах своей девелоперской группы «ПИК» практически весь бизнес «Мортона», уже успел уволить почти 1 тыс. сотрудников бывшей конкурирующей компании. В целом планируется сократить 3 тыс. работников «Мортона». Бизнесмен объясняет свои действия желанием снизить административные расходы объединенной компании на 10 млрд. руб. в год.
Что интересного я заметила в своей практике?· Первое: при процедуре сокращения HR-менеджеру часто отводится роль технического реализатора принятого руководством решения.
· Второе: я ни разу не видела ситуацию, когда HR инициировал сокращение.
· Третье: очень часто HR негативно воспринимает решение о сокращении.
Конечно, можно привести очень много аргументов, почему так происходит, и все они будут иметь полное право на существование: от базовых (что процедура сокращения несет риски трудовых споров для работодателя) до «продвинутых» в части «утекания капитала, в который вложены средства по приему, обучению и т.д.».
Почему же HR не является инициатором сокращения, хотя эта процедура часто проводится с целью оптимизации работы компании? Даже когда сокращение связано с кризисом, такая инициатива от HR не поступает, хотя могла бы, ведь HR-служба призвана заботиться о выживаемости компании. Если говорить об оптимизации процессов в принципе, то какова тут роль HR?
В основном инициатором таких перемен является либо сам собственник (руководитель), либо финансовая служба, либо отделы по развитию и т.д. Но ведь в последние годы очень распространена тема «HR как партнер». А партнер — это тот, кто знает стратегические цели, заботится об оптимизации работы компании и ее выживаемости больше, чем о том, какие трудности принесет лично ему проводимое сокращение.
И даже в процессе сокращения по большей части роль HR чисто техническая: оформление документов, уведомление работников, переговоры с ними, при необходимости трудоустройство (внутреннее или внешнее). А много ли специалистов из отделов управления персоналом принимает участие в обсуждении решений, в каких функциональных подразделениях лучше провести сокращение? Как оптимизировать работу компании, чтобы с увольнением людей не пострадал производственный процесс? Предлагают альтернативные способы проведения сокращения? Самостоятельно инициируют аутплейсмент?
Или давайте возьмем еще круче. Много ли HR-специалистов разрабатывает и внедряет стратегии по взаимозаменяемости работников до того, как в компании зайдет роль о сокращении? Или инициирует проведение нормирования труда для расчета оптимальной численности работников и возможных сокращений? Или предлагает процедуры автоматизации процессов, которые приведут к высвобождению ручного труда и, соответственно, персонала?
Конечно, я уверена, что такие HR-менеджеры есть. Но мне не повезло встретить руководителя компании, который бы рассказал, что именно HR является инициатором оптимизации численности персонала. И вот у меня появился вопрос: а почему?
Почему даже автоматизацию HR-функций специалисты по управлению персоналом часто воспринимают в штыки? Поверьте, большое количество проектов по автоматизации кадрового делопроизводства дает мне право это утверждать. И такие слова как «повышение производительности кадрового труда», «оптимизация кадровых документов и процедур», «изменение приоритетов в кадровой работе», «нормирование труда кадровых специалистов», «оптимизация численности работников управления персоналом» редко произносятся HR-специалистами с большим энтузиазмом. А если мы не можем оптимизировать свой труд, свою работу, то разве сможем мы увидеть такие возможности в работе других подразделений? Возможно, в этом кроется причина того, что и роль нам в процессе оптимизации работы компании отводится, как правило, техническая. Неужели все разговоры об HR-партнерстве — просто красивый лозунг?