Вокруг законопроекта о заемном труде развернулись жаркие споры. 22 апреля Госдума приняла закон во втором и третьем чтениях. Дата вступления новых поправок в силу - 1 января 2016 года. Ажиотаж понятен – новые условия сужают круг компаний, которые смогут продолжить деятельность на этом рынке. Теперь предоставлять персонал смогут агентства занятости, которые пройдут аккредитацию.
Существует мнение, что всем компаниям, которые используют заемный труд, аутсорсинг и аутстаффинг персонала, необходимо срочно перестраивать свою работу. Время еще есть - ранее планировалось вступление законопроекта в силу с 01.07.2014. Некоторые участники рынка считают, что законопроект не проработан и имеет много недочетов: например, не оговаривает всех особенностей предоставления временного персонала, а сроки предоставления персонала слишком короткие – до 9 месяцев.
Ситуацию комментирует Генеральный директор компании Open Staff, Ольга Зиновьева
«Я, честно говоря, вообще не вижу особого повода для бурных дебатов в связи с принятием Закона. Не стоит смешивать понятия – и тогда все встанет на свои места. Незаконные схемы трудоустройства – как их ни называй и кто бы их не осуществлял – незаконны и сейчас. Все мы прекрасно понимаем: кто ищет лазейки в законодательстве – тот их всегда найдет, и неважно, как будет называться подставная компания – рекрутинговое агентство или просто «серая» дочка компании, которая «оптимизирует» расходы на персонал.
Суть так называемого «заемного» персонала совершенно в другом – это очень удобная для крупных компаний форма управления временным, массовым или другим необходимым компании персоналом. Замечу, принятая в мировой практике уже много лет. Компании передают на аутсорсинг массу непрофильных функций – бухгалтерию, логистику, клининг и т.п. – и никого это не возмущает. Персонал, безусловно, намного более сложная в управлении функция. К тому же в российской традиции патернализм работодателя считается нормой, а отношение к этой функции как непрофильной – чуть ли не преступлением против нравственности. В действительности это совершенно не так. У профессиональных HR-ов наработан такой инструментарий, такой опыт, такой массив кадровых, юридических, психологических и иных знаний, объем которых порой недоступен – да и не нужен - компаниям, поскольку очень затратен и непомерно увеличивает стоимость человеческого капитала.
Те компании, которые заинтересованы в своем имидже работодателя, уже сейчас работают абсолютно легально, соблюдая трудовое законодательство. По большому счету, для нас как поставщиков таких компаний и для самих компаний Закон не принесет никаких глобальных изменений. Что же касается оптимизации процесса управления и снижения издержек на заемный персонал – мы над этим усиленно работаем, осваивая международный опыт и совершенствуя облачные технологии для работы. А уж аккредитации и вовсе бояться не стоит – на мой взгляд, это просто еще один способ понять, кто есть кто на рыке заемного труда. Да, возможно, законопроект не идеален – но нужно же с чего-то начинать. К тому же времени для исправления недоработок еще вполне достаточно – и у законодателей, и у нас».
Если бы я претендовала на позицию, допустим, продавца, то имея выбор между прямым работодателем и КА, выбрала бы первое, т.к. оплата выше и возможно оформление по ТК. А аутстаффинг - для гастарбайтеров удобный вариант.
С позиции работодателя бухгалтерию точно бы не доверила аутсорсерам.
Заёмный труд имеет смысл при наборе огромного количества обслуживающего персонала на объекты. В других случаях (в маленькие и средние компании, работающие в одной определенной сфере) лучше подбирать самостоятельно, т.к. за свои услуги КА берут немалые деньги (примерно 50% от ставки), а качество кандидатов ничуть не лучше, т.к. много соискателей не хотят связываться с КА да и агенство не заинтересовано в качественном подборе, им главное количество и чтобы побыстрее закрыть вакансии.