Статья посвящается моему доброму другу molli...
В интернете, теме трудоустройства граждан РБ и РК посвящена масса публикаций, суть которых сводится к следующему – в плане трудоустройства данная категория иностранцев фактически приравнена к гражданам РФ, за исключением следующих нюансов:
— трудящийся-мигрант, являющийся гражданином Республики Беларусь и Республики Казахстан, и члены его семьи (законные супруги; находящиеся на иждивении дети) освобождаются от постановки на миграционный учет по месту пребывания в РФ в течение 30 суток со дня въезда в РФ. Срок временного пребывания в РФ трудящегося-мигранта и членов его семьи определяется сроком трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем. В случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда в РФ трудящийся-мигрант имеет право в течение 15 дней (со дня расторжения предыдущего) заключить новый трудовой договор, в противном случае – покинуть территорию РФ (Порядок подачи принимающей стороной уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в РФ определен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007г. № 9);
— документы воинского учета иностранные граждане при приеме на работу не предоставляют, так как они не являются военнообязанными лицами по законодательству РФ (п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ).
Вместе с тем, всеми экспертами, при формировании публикаций упущен один немаловажный момент, а именно ограничения в отношении трудовой деятельности трудящихся-мигрантов, устанавливаемые законодательством РФ в целях обеспечения национальной безопасности. В статье 6 трехстороннего «Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей», подписанного нашей страной, Белоруссией и Казахстаном (ратифицировано Федеральным законом Российской Федерации от 11 июля 2011 г. N 186-ФЗ) прямо говорится: «Ограничения в отношении трудовой деятельности трудящихся-мигрантов, рода их занятий и территории пребывания, устанавливаемые законодательством государств Сторон в целях обеспечения национальной безопасности, в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение, общественного порядка, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также меры, принимаемые государствами в целях социальной защиты от безработицы, финансируемые из государственных бюджетов Сторон, не могут рассматриваться как дискриминация и ограничение прав и свобод трудящихся-мигрантов и членов их семей…»
Ограничения по территории пребывания трудящихся-мигрантов обозначены в Постановление Правительства РФ от 4 июля 1992 г. N 470 "Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан" (С изменениями и дополнениями от: 14 октября 1992 г., 17 ноября 1994 г., 27 ноября 1995 г., 27 декабря 1997 г., 2 февраля 2000 г., 30 октября 2001 г., 29 апреля, 9 июля 2002 г., 11 июня 2004 г., 21 марта, 13 августа, 15 ноября 2006 г., 1 декабря 2008 г., 23 декабря 2009 г., 28 апреля, 29 июня 2011 г., 17 мая, 18 сентября 2012 г., 3 июля 2014 г.), и в частности статьей 2: «Въезд иностранных граждан на территорию Российской Федерации с регламентированным посещением согласовывается принимающими организациями (органами государственного управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, органами исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления, объединениями, корпорациями, концернами, ассоциациями, союзами, предприятиями, учреждениями и общественными организациями) с Министерством безопасности Российской Федерации или его органами в республиках, входящих в состав Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге по месту нахождения принимающих организаций. Министерство безопасности Российской Федерации или его органы на местах принимают решение о допуске иностранных граждан для посещения этих территорий…»
Следует оговориться, что в настоящее время, функции существовавшего в 1992 году Министерства безопасности, выполняет Федеральная служба безопасности (ФСБ), территориальные подразделения которой и выдают разрешение на нахождение иностранцев на территориях с регламентированным посещением. По состоянию на сентябрь 2014 года, каких либо преференций для граждан РБ и РК, в плане проживания и работы на таких территориях законодательством РФ - не предусмотрено.
Таким образом, на практике, каждый работодатель (в случае фактического нахождения самой компании, ее филиалов, представительств, обособленных подразделений, удаленных рабочих мест на территориях, указанных в ПП-470), принимающий на работу граждан Республики Беларусь и Республики Казахстан, должен запрашивать разрешение на их пребывание в территориальных органах ФСБ, для чего в заявлении указывается поименный список трудящихся-мигрантов, принятых на работу в организацию. В случае отсутствия указанного разрешения, работодатель может быть привлечен к административной и уголовной ответственности, в установленном законами Российской Федерации порядке.