С 1 октября размер минимальной зарплаты в столице вырос до 17 561 рубля. Он равен прожиточному минимуму трудоспособного населения, установленному Правительством Москвы в сентябре.
Правительство Москвы, профсоюзы и работодатели договаривались о повышениях ежегодно. Но поскольку сумма зависит от величины прожиточного минимума, который менялся несколько раз в год, необходимо было проводить долгие переговоры.
В этом году порядок утверждения размера минимальной зарплаты упростили. Его приравняли к прожиточному минимуму, и теперь он меняется автоматически. Но у такого автоматического повышения есть и несколько нюансов, которые, несомненно, надо учитывать всем работодателям.
Давайте разберемся: минимальный размер заработной платы определяется в субъекте РФ, по ст. 133.1. Трудового кодекса РФ, на уровне региональных соглашений. И этот размер устанавливался в фиксированном размере. Например, до этого минимальная заработная плата в Москве была равна 17 300 рублям. В прошлом году цифру меняли четыре раза: в январе — 14,5 тысячи рублей, в апреле — 15 тысяч рублей, в июне — 16,5 тысячи рублей, в ноябре — 17,3 тысячи рублей.
Прожиточный же минимум определяется поквартально, причем по итогам прошедшего квартала. Его размер зависит от уровня цен в субъекте, который определяется по регламентированной методике и перечню товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину.
Величина прожиточного минимума за 2 квартал 2016 года установлена постановлением Правительства Москвы № 551-пп от 6 сентября 2016 года:
· в среднем на душу населения — 15382 руб.,
· для трудового населения — 17561 руб.,
· для пенсионеров — 10883 руб.,
· для детей — 13259 руб.
Прожиточный минимум за третий квартал 2016 года станет известен в декабре 2016 года. Для работодателя актуален прожиточный минимум трудоспособного населения. Соответственно, сейчас минимальный размер заработной платы в Москве составляет 17561 рубль, а каким он будет по итогам 3 квартала и как это будет применяться с января 2017, увидим позже.
Какие же тут есть подвохи для работодателя? Во-первых, невозможность четкого планирования бюджета по оплате труда. Как можно определить размер минимальных гарантий работникам, если невозможно предсказать, каким будет размер прожиточного минимума в следующем году? Во-вторых, меняться минимальный размер заработной платы будет не стандартные 1—2 раза (как обычно), а 4 раза в год.
Конечно, можно сразу установить заработную плату выше и просто иногда контролировать, насколько приближается к этой сумме минимальный размер заработной платы в субъекте. Но если речь идет о неквалифицированном простом труде, то насколько это будет целесообразно для компаний?
Поэтому сейчас можно только сделать вывод о том, что работодателям необходимо построить систему контроля за изменением прожиточного минимума в регионе, так как теперь это прямой параметр, влияющий на соблюдение государственных гарантий в части оплаты труда.
Кстати, обратите внимание, что с октября вступили в действие поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые внес 272-ФЗ от 03.07.2016. Теперь за установление заработной платы менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, установлена отдельная административная ответственность — в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц —- от 30 тысяч до 50 тысяч рублей. А вот повторное нарушение влечет за собой административный штраф: на должностных лиц — в размере от 20 тысяч до 30 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет, на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей (ст. 5.27 п.6 и 7 КоАП). А с учетом того, что инспекторы по труду сейчас иногда применяют санкции по отношению к каждому нарушению отдельно, тут точно есть о чем задуматься.
То есть вопрос установления работникам «правильной» заработной платы теперь не очень удобно контролировать. К тому же ситуация несет в себе повышенный риск административной и материальной ответственности. Всем работодателям г. Москвы обязательно необходимо обратить на это внимание.