5 июня 2015 года распоряжением Правительства РФ от 05.06.2015 N 1028-р была принята «Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 годы)». Далее для удобства будем называть ее Концепция.
Как видно из названия, Концепция принята для того, чтобы повысить соблюдение работодателями требований трудового законодательства. О том, что на практике таких нарушений очень много, наверное, не надо никому рассказывать. В среднем при проведении рядовой инспекционной проверки выявляется от 15 до 25 серьезных нарушений, даже в компаниях, которые являются и позиционируют себя как «добросовестные работодатели», не говоря уже о тех фирмах, которые работают так, как будто трудового законодательства в России не существует.
Для того чтобы исправить эту ситуацию, и была принята данная Концепция. Как видно из ее названия, рассчитана она на 4 года – до 2020-го.
В преамбуле самой Концепции отмечено, что в последнее время наблюдается «существенный рост потребности граждан в защите своих трудовых прав, что приводит к стремительному увеличению количества обращений работников в федеральную инспекцию труда».
Если коротко, то Концепция предлагает инспекции труда перейти от «модели санкций» к «модели соответствия» и применению «культуры профилактики».
Итак, пройдемся коротко по мероприятиям, которые предлагается реализовать в рамках данной Концепции.
1. Обеспечить определенность, прозрачность и открытость федерального надзора в сфере труда.
С одной стороны, конечно, все нормативные и правовые акты сейчас доступны, у каждого работодателя есть доступ к правовым системам «Консультант+», «Гарант» и другим, у всех есть интернет. Поэтому вопрос не в доступности, а в том, что очень часто недостаточно открыть конкретный нормативный или правовой акт, прочитать и применить его на практике, так как имеется реальная возможность наткнуться на то, что какая-то норма, прописанная в одном нормативном или правовом акте, будет противоречить норме, описанной в другом нормативном или правовом акте. Чтобы понять, как применить ту или иную норму, сначала надо изучить все нормативные и правовые акты по данному вопросу и только после этого что-то делать.
Например, при заполнении трудовой книжки необходимо руководствоваться:
· Трудовым Кодексом РФ (ст. 65, 66, 84.1.);
· Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» (вместе с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей»);
· Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек».
И при этом в названных актах есть противоречие по отдельным вопросам. Чем руководствоваться специалистам кадровых служб в таких случаях? Понятно, что актом, который выше по «юридическому статусу». Это четко прописано в ст. 5 Трудового кодекса РФ.
Но ведь для того, чтобы разобраться, надо сначала изучить все эти акты, выявить противоречия и уже после этого что-то реализовывать на практике. Многие ли занимаются этим?
2. Формировать и пропагандировать систему внутреннего контроля соблюдения работодателями требований трудового законодательства.
Для этого предлагается внедрять в деятельность компаний системы внутреннего контроля, или «режим самоинспектирования». Основным инструментом осуществления работодателями внутреннего контроля должны стать «проверочные листы», представляющие собой список критериев (показателей), по которым работодатель сможет самостоятельно осуществлять оценку соответствия требованиям трудового законодательства.
Эти «проверочные листы» предлагается реализовать в виде специальных интернет-сервисов. То есть работодатель, зайдя на специальный информационный интернет-ресурс, может заполнить некие «анкеты», которые здесь же покажут, есть ли у работодателя нарушения в той или иной сфере, и дадут возможность получить заключение и рекомендации инспекции труда по ее результатам. Интересно, много ли работодателей добровольно зайдут на этот ресурс и будут реально заполнять такие проверочные листы?
Один подобный интернет-сервис уже существует — это сервис «Электронный инспектор» (http://онлайнинспекция/inspector).
На главной странице сайта размещен привлекательный текст: «Роструд предлагает Вам уникальную возможность самостоятельно пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства с помощью Электронного инспектора труда. Наш сервис позволит Вам взглянуть на оформление и содержание документов глазами настоящего государственного инспектора труда». И ниже, следуя всем канонам маркетинговой привлекательности, написано: «2 640 348 238 ₽ сэкономил работодателям "Электронный инспектор"». Видимо, в виде сэкономленных административных штрафов. Так что можете уже проверять себя.
Встает логичный вопрос: что если работодатель зайдет, проверит себя и обнаружит, что у него нет нарушений, а потом инспектор при проверке все-таки такие нарушения обнаружит? Например, по причине того, что не все нарушения указаны на этом прекрасном сервисе. Будет ли это засчитываться работодателю? Вроде бы таких ситуаций возникать не должно, ведь перечень нарушений заполняет инспекция. Может, в дальнейшем их не будет, но сейчас, к сожалению, есть. Если вы зайдете и попробуете проверить трудовой договор, то перечень нарушений, к сожалению, не будет исчерпывающим.
К сожалению, сервисом так же смогут воспользоваться и работники, которые захотят оценить ситуацию в своей организации — это напрямую указано в Концепции.
А вот в дальнейшем планируется:
1) определить порядок акцептования результатов внутреннего контроля предприятий (организаций),
2) разработать формы и методы государственного контроля (надзора), чтобы инспектор мог проверить насколько то, что работодатель декларирует как результат внутреннего контроля, соответствует действительности,
3) определить ответственность работодателей за предоставление недостоверных данных,
4) предусмотреть меры стимулирования работодателей к формированию системы внутреннего контроля.
Концепция предлагает обеспечить активное участие в проведении внутреннего контроля самих работников.
Также Концепция предлагает дать возможность работодателю получить информацию о типовых и (или) примерных формах необходимых локальных правовых актов, примерных формах программ по улучшению условий труда.
3. Создание условий для развития мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, к улучшению условий труда работников.
Сейчас работодателя мотивирует риск быть привлеченным к ответственности, хотя есть и компании, для которых соблюдение норм действующего трудового законодательства - элемент корпоративной культуры. Их не надо специально мотивировать. Именно эти замотивированные работодатели и сейчас проводят коммерческие аудиты, чтобы проверить, насколько в компании все нормально и все ли кадровые процедуры соответствуют требованиям законодательства.
Интересная фраза в Концепции, которая сопровождает описание данного инструмента: «Следует подчеркнуть, что создание системы мер стимулирования должно быть экономически обосновано и не способствовать увеличению расходов бюджета». Чьего бюджета? Вряд ли работодателя. В общем, на материальное вознаграждение работодателю надеяться не приходится.
4. Внедрение риск-ориентированных подходов к организации федерального надзора в сфере труда.
Если коротко: инспекция выявит отрасли, территории, характеристики работодателей, которые несут максимальные риски нарушений трудового законодательства, и к ним будут применяться отдельные меры.
5. Развитие потенциала федеральной инспекции труда при осуществлении федерального надзора в сфере труда.
Казалось бы, это об инспекторах труда, а нас как работодателей волновать не должно. Но, поверьте, должно. Уже сейчас для развития этого потенциала в инспекции труда введена система «эффективного контракта», при котором материальное стимулирование инспекторов зависит от достижения показателей эффективности. Как вы понимаете, у инспекторов труда крайне нехитрые показатели эффективности, которые, скорее всего, включают количество проведенных проверок и количество выявленных нарушений.
Также в рамках Концепции предлагается сделать рейтинг инспекторов труда. Видимо, для того, чтобы когда в компанию придет инспектор, вы могли проверить его статус по рейтингу и гордиться тем, что вас проверяет такой заслуженный и почитаемый представитель контролирующего органа.
Хотя, например, предложение разработать квалификационные требования и модели компетенций ключевых должностей инспекции труда очень ценно, так как, к сожалению, на практике очень часто приходится сталкиваться с инспекторами, которые «плавают» в нормах действующего законодательства и не всегда четко знают свои права и обязанности, а также порядок проведения проверок, установленный административным регламентом. Нам часто приходилось дебатировать с инспектором о том, как должны применяться нормы Конвенций МОТ, если они противоречат Трудовому Кодексу РФ, и обязан ли инспектор при проверке дать прямую ссылку (до конкретной статьи) того нормативного правового акта, нарушение которого он пытается вменить.
Также, насколько следует из текста Концепции, должны выйти профессиональные стандарты «государственный инспектор труда по правовым вопросам» и «государственный инспектор труда по вопросам охраны труда». Так что при проведении проверки, наверное, можно будет задать вопрос, насколько инспектор, который вас проверяет, соответствует квалификационным требованиям этих стандартов (конечно, после того как он выйдет, если выйдет).
6. Оптимизация процессов взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками и работодателями.
Здесь опять о том, что способы обращения в инспекцию должны быть разнообразными (лично, по телефону, через интернет-ресурс), о том, что надо повысить уровень удовлетворенности работников и работодателей качеством и доступностью оказываемых государственными инспекциями труда информационно-консультационных услуг; повысить общественное доверие к федеральной инспекции труда, а также увеличить степень охвата работодателей мероприятиями по методическому обеспечению, информированию и консультированию.
Значительная роль в этой Концепции отводится и субъектам РФ.
Им предлагается:
· стимулировать работодателей включать в систему внутреннего контроля работников (их представителей);
· популяризировать и тиражировать информацию о новых принципах обеспечения соблюдения трудового законодательства, памятки для работника по трудовым правам и обязанностям, информационный справочник «Библиотека трудовых ситуаций«;
· организовывать и проводить конкурсы, конференции, выставки, семинары и иные публичные мероприятия;
· проводить информационные кампании, публиковать брошюры, листовки, выпускать социальную рекламу;
· обеспечить в многофункциональных центрах предоставление государственных и муниципальных услуг доступа к интернет-порталу (онлайнинспекция.рф).
И просто так, для интереса: по результатам выполнения мероприятий будет формироваться ежегодный рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню соблюдения трудового законодательства, а также база образцов лучшей практики. То есть появится «доска почета» лучших регионов, где соблюдается трудовое законодательство, и инспекции передовых субъектов будут делиться опытом с инспекциями «отстающими». Может, «на поруки» их будут брать.
И самое главное — а что же ожидается получить по итогам реализации данной Концепции?
По всем правилам, задача должна иметь конкретные и измеримые результаты. Итак, что же ожидает нас к концу 2020 года? Вот лишь некоторые ожидаемые результаты:
· увеличение не менее чем в 3 раза доли объектов надзора, в отношении которых проведены контрольно-надзорные мероприятия, в общем количестве объектов надзора;
· увеличение до 25% доли хозяйствующих субъектов, использующих механизмы внутреннего контроля за соблюдением трудового законодательства, в общем количестве хозяйствующих субъектов;
· увеличение до 90% доли лиц, положительно оценивающих качество работы федеральной инспекции труда (в том числе по предупреждению и профилактике нарушений трудового законодательства), в общем количестве лиц, оценивающих качество работы федеральной инспекции труда;
· увеличение до 70% доли обращений в федеральную инспекцию труда с использованием системы электронных сервисов в общем количестве обращений.
В общем, в ближайшие 4 года в покое работодателя не оставят, мирное и тихое время закончилось. Может, уже в порядке подготовки хотя бы внутренний аудит провести? Тем более, что Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (статья 19 п.1.) обязывает работодателя организовывать и осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной жизни, к которым относятся в том числе и кадровые процедуры.